Галина Ястребова
Проект по краеведению и экологии «Зеленые спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»
Тема: «Родной край»
ПРОЕКТ
АВТОР: Ястребова Г. Н.
Когалым, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…. ….3
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА….…. …. …. 4
3. СТРУКТУРА ПРОЕКТА….…. 5-6
4. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. …. …. ….….…7-14
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ. 15-18
6. РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. ….…. 19
7. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. …. 20-24
Публикация «Проект по краеведению и экологии „Зеленые спасатели“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Пожарная безопасность
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Спасатели МЧС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ГОСТУ…. …. …. 25
Пояснительная записка
В результате проделанной работы возникла идея о создании средне -срочного проекта по экологическому и нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников. Данный проект рассчитан для детей средней группы. Он способствует формированию основ экологической культуры и нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Помогает воспитывать чувство патриотизма к малой Родине, интерес к общественным событиям родного города/ поселка/края и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в жизни родного края и страны.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступившие в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка.
Новизна проекта состоит в изменении подходов к содержанию, способам организации образовательного проекта.
Проблема экологического и нравственно- патриотического воспитания, является наиболее актуальной т. к. оба направления нацелены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Актуальность проекта
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных животных.
Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет: «Люди, одумайтесь!» Мы выдвигаем лозунг: «Наша Земля в опасности!», «Все на защиту природы!», «Берегите природу!
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный.
Продолжительность: средне - срочный.
Проблема: Дети среднего возраста должны не только знать что-то о родной стране, городе в котором живут. А поскольку большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, улицы – то и ознакомление с историей своей страны необходимо начинать с изучения истории родного края. Использование краеведческого материала – важное условие осознания своеобразия родного края как части большой страны.
Цель:
-Найти пути решения экологических проблем нашей местности;
- Формировать убеждение у детей о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, обосновывать последствия загрязнения окружающей среды, находить различные пути охраны природы.
Задачи проекта:
Повысить экологическую культуру детей;
Развивать организаторские способности детей;
Уточнить и дополнить знания детей в защите и сохранении
природной среды;
Формировать у детей чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к своей малой родине и стремление сохранить красоту родного края;
Приобщить детей к изучению и сохранению природы родного края и его культурно - исторического прошлого;
Формирование экологической культуры дошкольников на основе духовно- нравственного развития личности через совместную деятельность в решении экологических проблем своей местности, родного края.
Способы поддержки детской инициативы:
Творческая инициатива
Инициатива целеполагания и волевого усилия
Коммуникативная инициатива
Познавательная инициатива
Предполагаемый результат:
1. Дети имеют определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю.
2. У детей сформировано чувство уважения к родному городу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края.
3. Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, коммуникативных навыков, речи.
4. Воспитанники сознательно, бережно относятся к природе родного края, расширяя кругозор краеведческого направления, а также к животному и растительному миру, умеют вести себя в окружающем мире.
5. Усвоение воспитанниками ценностей патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения.
6. Приобретение детьми социального опыта.
Продукты:
1. Методические рекомендации для педагогов.
2. Газеты, буклеты, листовки.
3. Консультации для родителей.
4. Картотека игр экологического содержания, дидактические игры, электронная библиотека презентаций, картин, картинок по теме.
Сроки реализации: 1 месяц.
Участники реализации проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Механизмы реализации проекта:
Модель трех вопросов-?
Что знаем? Что хотим узнать? Как узнаем?
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды по теме, тематического альбома «Когалым – Родина моя».
Конечный продукт: Обобщающее НОД «Экологический марафон»
Выставка творчества: «Экологические странички», «Лесная газета», «Приход весны».
Основная часть
I этап – подготовительный: разработка проекта (1 неделя «Мой родной край»)
II этап – основной (2 неделя «Маленькие исследователи», 3 неделя «Безопасное поведение в природе»)
III этап – заключительный: подведение итогов (4 неделя «Дружим с природой»)
Формы работы по реализации проекта
Сотни километров ни одной избушки.
Край у нас богатый, даже дети знают
Что Сибирь в России щедрой называют.
Милые мамы и папы, бабушки и дедушки, сестрёнки и братишки!
Мы с ребятами подумали и решили, что мы очень мало знаем о нашей стране и родном крае, о природе родного края.
Поэтому, для пополнения наших знаний нам необходима ваша помощь!
Приглашаем вас принять участие в оформлении альбома «Люби и береги природу родного края»; оформлением «Паспорта экологической тропинки»;
Прочитаем книги о Родине, о нашем крае учебники для малышей В. Степанова «Моя Родина – Россия. Рассмотрим книги и иллюстрации о природе нашего края;
Рассмотрим альбомы: богатство, природа и достопримечательности родного края, репродукции с изображением природы России, красивых зданий, соборов разных городов России,
Фонограмма с записью «Гимн России»., презентация «Мы дети твои - Россия!» и парад 9 мая на Красной площади в г. Москве.
Просмотрим презентаций из цикла: «Земля в опасности», «Кто охраняет окружающую среду?», «Берегите природу!».
Сюжетами наших работ станут «Природа нашего края», «Животный мир нашего края», «Мой город», «Мой посёлок», «Моя страна».
Пожалуйста, откликнитесь на нашу просьбу, помогите нам узнать все самое интересное о нашем городе, крае и стране. Нам нужны картинки, книги, подделки, сувениры, фотографии.
1 неделя «Мой родной край»
Понедельник Беседа «Мой город»
Цель: Продолжить знакомство детей с родным городом, название детского сада и группы, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»
Цель: развивать умение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; ответственно относиться к своим обязанностям.
Вторник «Природные объекты города».
Цель: Познакомить детей с особенностями расположения города Когалым в междуречье двух крупных рек Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун и занимает площадь более 20 тыс. гектаров, расширить представление о значении рек в жизни города.
Среда Составление рассказов «Дом в котором я живу»
Цель: Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.
Четверг Развлечение «Народные игры»
Цель: Создать детям радостное настроение; формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран; расширять кругозор детей; развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.
Пятница Рассказы о достопримечательностях
Цель: Привлечь интерес у детей к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
2 неделя «Маленькие исследователи»
Понедельник Беседа «Экологическая проблема нашего города»
Цель: Сформировать систему знаний об природоохранных мероприятиях; содействовать развитию творческих способностей школьников, умения работать в группах, развитию памяти, внимания, расширение словарного запаса и кругозора; содействовать формированию чуткого, бережного отношения к живой природе, любви к родному краю.
Вторник Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края»
Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Колпашево.
Среда Игра-путешествие до пункта назначения с использованием маршрутных листов
Цель: активизация двигательной и познавательной деятельности воспитанников, создание положительного эмоционального настроя.
Четверг Спортивное развлечение «Ловкие и смелые, веселые -умелые»
Пятница Беседа «Что мы узнали о родном крае»
Цель: Подвести итоги о знании родного края, вызвать интерес к истории возникновения города.
3 неделя «Безопасное поведение в природе»
Понедельник Беседа «Природа весной»
Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Вторник Познавательно-исследовательская деятельность
1. Презинтации:
-«Пожар»
-«Огонь»
2. Прослушивание записи:
«Голоса птиц», «Звуки природы».
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Просмотр презентации:
«Жалящие насекомые».
5. Просмотр м/ф: «Улица полна неожиданностей».
Среда Организация выставок (фото/ продуктов творчества детей) по теме недели.
Пополнение иллюстрационного и демонстрационного материала по теме недели.
Четверг «Тема «Экологическая тропа весной»
(Ознакомление с природой)».
Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Пятница Развлечение «Мы – друзья природы».
4 неделя «Дружим с природой»
Понедельник Беседа: Ознакомление с окружающим миром природы: Родной край.
«Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: определить уровень знаний о природных богатствах родного края; о историко – географическом расположении родного города. Методы: беседа, игра.
Предварительная работа: беседы, целевые прогулки, дидактическая игра «Четвертый лишний»
Оборудование: экран которой разделен на 4 части, картинки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории ХМАО- ЮГРА, России.
Вторник Оформление книжек малышек «Береги природу», «Зелёные спасатели».
Среда Сюжетно- ролевые игры «Огородники», «Магазин- флора, фауна», «Садовник», «Дача».
Цель: Закреплять представления детей о земле, специфике и особенностях профессии людей, оберегающих и сохраняющих её для будущих поколений.
Развивать интерес к игре.
Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре.
Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы-заместители.
Воспитывать уважение к профессиям и труду людей.
Четверг Развитие речи:
Тема «Мир комнатных растений» см.
Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Закреплять умение различать комнатные растения по внешнему виду.
Пятница Оформление фото выставки «Друзья природы».
Оформление огорода на окне.
Вывод:
В ходе реализации проекта «Зелёные спасатели» предполагаемые результаты были достигнуты.
Результат реализации проекта:
Создано развивающее пространство с региональной направленностью.
Ребёнок:
Знает животный и растительный мир своего посёлка, края.
Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, достопримечательностями родного города, края.
Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении.
Привлекает внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям, стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи.
Перспектива
На основании вышеизложенных результатов мною были определены следующие перспективы развития.
1. Разработать проекты, посвященные экологическому обогащению знаний для детей старшего дошкольного возраста.
2. Распространение передового педагогического опыта на городском уровне.
3. Участвовать во всероссийских, областных и городских конкурсах по данной теме.
4. Дальнейший поиск и внедрение эффективных форм совместной работы с родителями по углублению знаний, умений и навыков общения с окружающим миром.
Обобщение опыта по реализации проекта:
I место в Региональном конкурсе «Экологическое образование дошкольников». (Портал педагога).
I место во Всероссийском конкурсе педагогических проектов. (Центр творчества «Мои таланты»).
I место в детском Всероссийском творческом конкурсе «Весеннее вдохновение». (Всероссийский центр проведения и разработки интерактивных мероприятий «МИР ПЕДАГОГА»).
I место в детском Региональном конкурсе «Наша родина - Россия». (Портал педагога).
Всероссийский центр информационных технологий «Интеллект», Свидетельство участника во Всероссийском творческом конкурсе «День птиц».
ФОТООТЧЁТ.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
«Животные Севера» Аппликация.
«День птиц» Рисование.
«Весеннее вдохновение»
Аппликация нетрадиционной техникой обрывания бумаги.
«Дом в котором я живу» / «Мой город». Конструирование.
ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫМ В ОЧИСТКЕ ДОРОЖЕК, СКАМЕЕК, ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ, ГОРКИ
ОФОРМЛЕНИЕ ОГОРОДА НА ОКНЕ
ОБЫГРЫВАНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ГОСТу:
1. Виноградова, Н. А. «Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.
2. Солнцева, О. В. «Особенности организации краеведческого образования дошкольников». О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10 с. 5-17
3. Шабалин, В. «Тайны имен Земли Кузнецкой». В. Шабалин. – Кемерово, 1994.
4. Шаламов, Е. И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ». В. Шаламов. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. Издательство Карапуз – Дидактика, Москва, 2006.
6. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
7. Методическое пособие Алёшиной Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Ц. Г. Л. Москва. 2005г.
8. Методическое пособие Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Москва, «Творческий центр» 2011г.
9. Машкова С. В. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет» на экологической тропе. Волгоград. «Корифей» 2011г.
10. Зеленова Н. Г. «Мы живем в России» пособие. Москва. 2008г.
11. Ривина Е. К. «Герб и ФЛАГ РОССИИ» пособие. Москва. 2005г.
12. АлябьеваЕ. А. «Природа» «Творческий центр», Москва. 2012г.
13. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет» Волгоград. «Учитель»2011г.
14. Н. Г. Фролова «Социальное развитие детей 3-7 лет». Блочно – тематическое планирование. Волгоград. «Учитель» 2011г.
15. Практическое пособие Н. В. Виноградова «Сюжетно – ролевые игры» Айрис Пресс, Москва 2008г.