Людмила
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии понятие «интерес» трактуется как «тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете». Элемент познавательной направленности имеет место в любом интересе, потому что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним. Г. И. Щукина дает такое определение познавательному интересу - «это важнейшая область общего феномена интереса». Его предметом является познание окружающего мира.
Публикация «Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Интерес к художественной литературе является разновидностью познавательного интереса. У дошкольников он формируется постепенно и связан как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы, как искусства, так и с ее информационным потенциалом – возможностями открытия новых для читателя-ребенка миров, жизненных ситуаций, размышлений.
Способность ребенка старшего дошкольного возраста к эстетическому восприятию литературы связана с развитием определённых психических свойств. Психологи (В. А. Бородина, Д. Б. Эльконин) показали, что, если у старшего дошкольника возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему.
С педагогической точки зрения, интерес старших дошкольников к художественной литературе развивается на основе того, что дети, воспринимая на слух разнообразные тексты, постепенно, усложняющиеся по структуре, содержанию, жанровым особенностям, учатся представлять себе обстановку, в которой разворачиваются действия героев, прослеживать эти действия, восстанавливать контекст и подтекст описанных в тексте событий, учатся сравнивать и оценивать действия героев, сопереживать им. Вначале, побуждаемые взрослыми, а затем самостоятельно, дети пытаются предугадывать развитие событий и их последствия, исходя из логики освоенных жанров, накопленного личного и читательского опыта, в том числе и опыта решения разнообразных и постоянно усложняющихся читательских задач.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы задачами ознакомления старших дошкольников с художественной литературой считает развитие эстетического вкуса и культуры восприятия литературных произведений. Авторы Программы отмечают, что дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Со старшими дошкольниками проводится ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание книг, свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
В образовательных программах ДОУ предложены следующие методы, способствующие развитию интереса старших дошкольников к художественной литературе.
1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников).
2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
4. Литературные викторины. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т. д.
5. Кукольные драматизации, которые помогают ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Таким образом, для развития интереса старших дошкольников к художественной литературе усилия педагога направляются на: пополнение знаний детей, способствующих благотворному общению ребёнка с книгой (это знание жанровых особенностей сказки, рассказа, стихотворения, понимание идеи художественного произведения); развитие эмоциональной реакции на прочитанное; развитие восприятия текста, умение находить в прочитанном, ценностную и смысловую информацию.