Елена Давыдова
«Вечные ценности открываем заново». Формирования у детей интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
«Вечные ценности открываем заново»
Актуальность
Мой опыт будет полезен воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Гуманитарными, личностно развивающими знаниями и умениями. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
Публикация «„Вечные ценности открываем заново“, Формирования у детей интереса к художественной литературе» размещена в разделах
Проблема формирования у детей интереса к художественной литературе актуальна, так как в современном мире книга уступает место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону. Задача педагога в дошкольном детстве формировать у ребенка интерес к художественной литературе, к красоте литературного языка, литературным героям. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой частью жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством, показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Во время знакомства воспитанников с художественно-литературным произведением необходимо привлечь детей смысловым содержанием произведения, постараться научить дошкольников давать сознательную, мотивирующую оценку персонажей.
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы МАДОУ, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.
В МАДОУ № 583 система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг опирается на разнообразные формы работы с детьми, родителями.
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников — интегрированные занятия, так как они позволяют:
1) повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
2) создают предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогают детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
На интегрированных занятиях дети выполняют общеразвивающие упражнения и основные движения представляя себя одним из персонажей литературных произведений. Прыгают на 2х ногах с продвижением вперед на «горячей» планете «Марс» как маленький принц, бегают «змейкой» и перепрыгивают через «пенечки» как лесные жители. Выполняя дыхательные упражнения «ухают» как (Умная Сова) и выдыхают как могучий ветер из сказок А. С. Пушкина.
Следующим этапом моей работы была разработка интегрированных физкультурных занятий по мотивам сказок, рассказов и литературных произведений в соответствии с возрастом воспитанников. Затем, в течение учебного года были проведены интегрированные физкультурные занятия «Вечные ценности открываем заново!» :
1. Интегрированное занятие в «Гости к трём медведям»
(физкультура и речевое развитие для детей 4 года жизни)
2. Интегрированное занятие по мотивам произведения
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»"
(физкультура и изобразительное искусство, для детей 5 года жизни)
3. Интегрированное занятие «Викторина по сказкам К. И Чуковского
4. Интегрированное занятие на тему : "Старая сказка на новый лад"
(физкультура и изобразительная деятельность по технологии ТРИЗ)
По окончании каждого открытого интегрированного занятия родителям предлагается раздаточный информационный материал по теме.
Обязательно соблюдалась структура занятия:
Вводная часть. Создавалась проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
Основная часть. Детям давались знания на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно шла работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагалась любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
В своей работе использовала элементы инновации. Я старалась научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации. Очень интересно, что ребята предложили несколько вариантов спасения колобка! А потом все вместе рисовали счастливого колобка, улыбающегося и очень красивого! Дети путешествовали по планетам, проявляя удивительную ловкость, координацию и смелость! Побывали на планете "Марс", на "Деловой планете", добавили лучики для солнышка и зажгли звёзды! А затем нарисовали розы и берёзки удивительной красоты!
На учебный год запланирован цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по мотивам произведений А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Жёлтый туман». Для детей сшиты костюмы главных героев – Элли, Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого Льва и Тотошки. Проводится предварительная работа и по технологии ТРИЗ дети придумывают завязку и окончание истории, сотрудничают друг с другом в режиссёрской игре, придумывают свой вариант развития событий, как помочь героям преодолеть все препятствия на пути, какими физическими и моральными качествами наделены персонажи.
Благодаря плановой и последовательной работе, у детей формируется устойчивый интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.