Светлана Нуянзина
Проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча»
Тема: «Вот так встреча»
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный – 1 год (сентябрь 2016г – май 2017г.)
Участники проекта :
Дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Радуга» и дети общеобразовательной старшей группы «Звездочка»; воспитатели: Нуянзина С. П. и Куликова В. Л. ; педагог – психолог Носкова Е. В., инструктор по физической культуре Зубрицкая Н. Б. ; родители групп «Радуга» и «Звёздочка», учитель-дефектолог Александрова И. В., помощник воспитателя (ассистент).
Публикация «Проект по введению инклюзивной практики „Вот так встреча“» размещена в разделах
Актуальность:
Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) сталкивается с проблемой возможности полноправного участия в жизни общества. Введение инклюзивного образования гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181 – ФЗ возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе и дошкольное образование, опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Актуальность внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику не вызывает сомнений, такой вид обучения образования делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ОВЗ.
Основные принципы на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
В нашем МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР, которые посещают дети со статусом ОВЗ (по заключению территориальной психолого-медико педагогической комиссии).
Опираясь на личный опыт работы на группе компенсирующей направленности можно сделать вывод, что воспитанники недостаточно социализированы, плохо контактируют с нормально-развивающимися сверстниками. Встречаясь с воспитанниками общеразвивающих групп (на культурно-массовых мероприятиях, досугах, в летний период на участке и т. д., многие дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности ведут себя скованно, стесняются принимать участие в коллективных играх, коммуникатировать. ; могут проявить неадекватную реакцию (агрессивность, капризы и т. д.)
Как правило, родители детей с ОВЗ погруженные в проблему собственного ребёнка, по-разному реагируют на состояние здоровья своих детей: кто-то замыкается в проблеме, другие «Перестают видеть проблему», но безусловно каждый родитель хочет, чтобы его ребёнка принимало общество таким какой он есть. Опираясь на приоритетное направление образовательной системы РФ, зная реальные проблемы с которыми сталкиваются воспитанники с ОВЗ и их родители, нами было принято решение разработать и реализовать проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча».
Цели проекта «Вот так встреча» : включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в совместные мероприятии с нормально развивающимися детьми; обеспечение всем участникам встреч безбарьерной, доступной среды для общения и участия в образовательной деятельности; формирование социальных навыков и развития социальной активности детей с ОВЗ; воспитание у нормально развивающихся детей толерантного, отзывчивого отношения к сверстникам с ОВЗ.
Задачи:
способствовать открытому проявлению эмоций, стремлению детей к достижению результата;
-создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, для формирования объективной самооценки
расширять, обогащать и закреплять познавательный интерес воспитанников;
развивать общую моторную координацию, зрительную, слуховую память, восприятие, связную речь, мыслительные процессы, коммуникативные навыки;
воспитывать дружелюбие, взаимоподдержку, взаимопомощь, отзывчивость.
создать условия для:
Расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся детей;
- коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ;
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребёнком;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребёнка на основе его компенсаторных возможностей
- развитие позитивных изменений в характере детско-родительских отношений;
- повышения уровня знаний педагогов по инклюзивной практике
Предполагаемые результаты
Дети: у детей сформированы социальные навыки общения, дети с ОВЗ открыты, активны, свободно идут на контакт со сверстниками независимо от особенностей собственного развития обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, достижение оптимальной адаптации их в социуме; Двустороннее проявление заботы и взаимопомощи, безбарьерное общение в образовательной и свободной деятельности
Родители: повышен уровень «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе; Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; объединенные родительские сообщества (семьи детей с ОВЗ и семьи с нормально развивающимися детьми).
Этапы проекта :
I этап - подготовительный:
- Самообразование (изучение литературы, общение на форумах по теме инклюзивного образования);
- Повышение курсов квалификации «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ»
- Работа с родителями (анкетирование, родительское собрание)
II этап – План (дата, задачи, содержание участники)
III этап – Итоговое мероприятие
Перспектива: В перспективе планируем продлить срок реализации проекта до 2018 года, результатом работы в проекте показать в итоговом мероприятии совместный выпускной балл воспитанников общеразвивающей группы и воспитанников групп компенсирующей направленности.