Вероника Куликова
Проект по инклюзивной практике «Вот так встреча»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вот так встреча»
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный – 1 год (сентябрь 2016г – май 2017г.)
Авторы проекта : Куликова В. Л., сооавтор Нуянзина С. П.
Участники проекта :
Дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Радуга» и дети общеобразовательной старшей группы «Звездочка»; воспитатели: Нуянзина С. П. и Куликова В. Л. ; педагог – психолог Носкова Е. В., инструктор по физической культуре Зубрицкая Н. Б. ; родители групп «Радуга» и «Звёздочка», учитель-дефектолог Александрова И. В., помощник воспитателя (ассистент).
Публикация «Проект по инклюзивной практике „Вот так встреча“» размещена в разделах
Актуальность:
Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) сталкивается с проблемой возможности полноправного участия в жизни общества. Введение инклюзивного образования гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181 – ФЗ возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе и дошкольное образование, опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Актуальность внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику не вызывает сомнений,такой вид обучения образования делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ОВЗ.
Основные принципы на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
В нашем МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР, которые посещают дети со статусом ОВЗ (по заключению территориальной психолого-медико педагогической комиссии).
Опираясь на личный опыт работы на группе компенсирующей направленности можно сделать вывод, что воспитанники недостаточно социализированы, плохо контактируют с нормально-развивающимися сверстниками. Встречаясь с воспитанниками общеразвивающих групп (на культурно-массовых мероприятиях, досугах, в летний период на участке и т. д., многие дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности ведут себя скованно, стесняются принимать участие в коллективных играх, коммуникатировать. ; могут проявить неадекватную реакцию (агрессивность, капризы и т. д.)
Как правило, родители детей с ОВЗ погруженные в проблему собственного ребёнка, по-разному реагируют на состояние здоровья своих детей: кто-то замыкается в проблеме, другие «Перестают видеть проблему», но безусловно каждый родитель хочет, чтобы его ребёнка принимало общество таким какой он есть. Опираясь на приоритетное направление образовательной системы РФ, зная реальные проблемы с которыми сталкиваются воспитанники с ОВЗ и их родители, нами было принято решение разработать и реализовать проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча».
Цели проекта «Вот так встреча» : включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в совместные мероприятии с нормально развивающимися детьми; обеспечение всем участникам встреч безбарьерной, доступной среды для общения и участия в образовательной деятельности; формирование социальных навыков и развития социальной активности детей с ОВЗ; воспитание у нормально развивающихся детей толерантного, отзывчивого отношения к сверстникам с ОВЗ.
Задачи:
способствовать открытому проявлению эмоций, стремлению детей к достижению результата;
создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, для формирования объективной самооценки
расширять, обогащать и закреплять познавательный интерес воспитанников;
развивать общую моторную координацию, зрительную, слуховую память, восприятие, связную речь, мыслительные процессы, коммуникативные навыки;
воспитывать дружелюбие, взаимоподдержку, взаимопомощь, отзывчивость.
Создать условия для:
Расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся детей;
- коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ;
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребёнком;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребёнка на основе его компенсаторных возможностей
- развитие позитивных изменений в характере детско-родительских отношений;
- повышения уровня знаний педагогов по инклюзивной практике
Предполагаемые результаты
Дети: у детей сформированы социальные навыки общения, дети с ОВЗ открыты, активны, свободно идут на контакт со сверстниками независимо от особенностей собственного развития обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, достижение оптимальной адаптации их в социуме; Двустороннее проявление заботы и взаимопомощи, безбарьерное общение в образовательной и свободной деятельности
Родители: повышен уровень «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе; Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; объединенные родительские сообщества (семьи детей с ОВЗ и семьи с нормально развивающимися детьми).
Этапы проекта :
I этап - подготовительный:
- Самообразование (изучение литературы, общение на форумах по теме инклюзивного образования);
- Повышение курсов квалификации «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ»
- Работа с родителями (анкетирование, родительское собрание)
II этап – План (дата, задачи, содержание участники)
III этап – Итоговое мероприятие
Перспектива: В перспективе планируем продлить срок реализации проекта до 2018 года, результатом работы в проекте показать в итоговом мероприятии совместный выпускной балл воспитанников общеразвивающей группы и воспитанников групп компенсирующей направленности.
ДАТА ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ УЧАСТНИКИ
СЕНТЯБРЬ 2016г. Самообразование Изучение методической литературы по теме: «Инклюзивное образование» воспитатель Куликова В. Л. Старшая группа «Звездочки»
Старшая группа компенсирующей направленности для детей ЗПР «Радуга» воспитатель Нуянзина С. П.
Формировать представления о дружбе, учить выходить из конфликтных ситуаций; помогать друг другу, учить снимать эмоциональные напряжения, используя продуктивную деятельность, укреплять дружеские взаимоотношения. Знакомство детей старшей общеразвивающей группы «звездочки» и группы компенсирующей Направленности для детей ЗПР «Радуга» Мероприятие:
«Друзья в детском саду» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Педагог – психолог Носкова Е. В, учитель-Дефектолог Александрова И. В.
ОКТЯБРЬ 2016г. Повышать уровень родительской компетентности в вопросе инклюзивного образования. Буклет для родителей «Дружба без границ» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П, Родители групп
Развивать память, мышление, монологическую и связную речь.
Развивать слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире.
Воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту. Мероприятие для детей «Золотая осень в гости к нам пришла» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Педагог – психолог Носкова,
Музыкальный руководитель Кокова Е. В.
НОЯБРЬ 2016г. Обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных, пользе, приносимой людям, местах обитания. Развитие умения использовать в речи разные типы предложений. Развитие мыслительных операций. Воспитания заботливого и внимательного отношения к животным и желания помогать взрослым в уходе за ними. Мероприятие «Любимые домашние животные» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Педагог – психолог Носкова Е. В,
Музыкальный руководитель Кокова Е. В.
Представления опыта для педагогического сообщества города. Представления опыта: «Методическая неделя» (видеоматериал) Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Старший воспитатель Иваненко К. В.
Формировать позитивные изменения в характере детско – родительских отношений. Участие в заседании Семейно – родительский клуб «Улыбка» Учитель -дефектолог Александрова И. В.
Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Рекомендовать родителям познакомить своих детей в доступной форме с понятием «толерантности». Буклет для родителей:
«Дружат дети всей планетой» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
ДЕКАБРЬ 2016г. Развивать коммуникативные навыки, умение действовать сообща, продолжать повторять ПДД Развлечение по безопасности «Как Незнайка к новому
году готовился» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Развивать умение детей общаться и взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. Способствовать развитию творческого воображения, индивидуальности, самостоятельности. Воспитывать аккуратность, художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативу. Мероприятие «Мастерская деда мороза» воспитатели групп Куликова В. Л
Нуянзина С. П
Педагог – психолог Носкова Е. В.
Предоставления опыта для воспитателей ДОУ.
Каталог игр для детей старшего дошкольного возраста группы общей развивающей направленности и группы детей с ЗПР
(задержкой психического развития)
Воспитатель: Куликова В. Л.
ЯНВАРЬ 2017г.
Расширять и обогащать знания о празднике, знакомить детей с колядками, увеличить словарный запас. Воспитывать дружелюбие. Создать хорошее настроение. Праздник: «В гости Коляда пришла – весёлый праздник принесла»
Музыкальный руководитель
Кокова Е. В Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Объединение родительского сообщества. Газета для родителей «Дети цветы жизни!» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Родители групп
Обмен опытом. Участие в ГМО
Презентация проекта
«Вот так встреча!» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
старший воспитатель Иваненко К. В.
Обогатить знания педагогов по работе с проблемными детьми. Предоставить рекомендации.
Памятка воспитателям
«Как вести себя родителям проблемных детей?»
Воспитатель: Куликова В. Л.
старший воспитатель Иваненко К. В.
ФЕВРАЛЬ 2017г. Приобщение детей к здоровому образу жизни, занятия спортом, правильному питанию и закаливанию.
Пропоганда занятий физической культуры и спорта, как лучшей альтернативы вредным привычкам.
Развитие физических качеств Акция: «Возмём здоровья за основу» Воспитатели групп Куликова В. Л.
Нуянзина С. П.
Инструктор по физической культуре
Зубрицкая Н. Б.
Закреплять знание о военных профессиях, названиях военной техники.
Использовать приобретенные навыки в выполнении различных двигательных заданий.
Воспитывать патриотические чувства.
Создавать праздничное настроение.
Физкультурное развлечение «Сильные смелые, как папы умелые!» Воспитатели групп Куликова В. Л.
Нуянзина С. П.
Учитель - дефектолог Александрова И. В.
Инструктор по физической культуре
Зубрицкая Н. Б.
Закреплять умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. Способствовать открытому проявлению эмоций, стремлению детей к достижению результата; создать условия для формирования объективной самооценки.
Игровой тренинг
«В стране эмоций» воспитатели групп Куликова В. Л
Нуянзина С. П
Педагог – психолог Носкова Е. В.
МАРТ 2017г.
Развивать мелкую моторику рук. Формировать у детей интерес к работе с разными материалами;
Побуждать проявлять инициативу в поиске приемов и выразительных средств.
Закреплять навыки по технике безопасности работы с ножницами.
Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Мероприятие
«Умелые ручки»
поделки для любимых мам Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Музыкальный руководитель
Кокова Е. В
Педагог – психолог Носкова Е. В.
Повышение уверенности в семьях воспитывающих детей с ОВЗ, повышение самооценки воспитанников. «Я талантлив»
Выставка работы семей Бойковой Насти, Колмаковой Алены Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Родители, воспитанники.
АПРЕЛЬ 2017г.
Создать теплую, уютную и веселую атмосферу.
Развивать чувства юмора. Игровое развлечение «Смех без причин» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Музыкальный руководитель
Кокова Е. В.
Инструктор по физической культуре
Зубрицкая Н. Б.
Расширять знания о космосе, солнечной системе, планете Земля. Продолжать закреплять знание о первом космонавте Ю. Гагарине. Проговаривание сложных слов: луноход, космонавт, астронавт, атмосфера, космические аппараты и другие.
Развивать память, воображение, внимание, расширение и активизация словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля, любовь к ней и желание беречь её. Мероприятие
«Покорители космоса» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Учитель -дефектолог Александрова И. В.
Выявить уровень компетентности родителей в инклюзивном образовании Анкетирование для родителей Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П
Родители
МАЙ 2017г.
Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
Итоговое совместное мероприятие для детей и родителей
«Дети цветы жизни» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Музыкальный
руководитель
Кокова Е. В.
педагог – психолог Носкова Е. В.
Анализ совместной деятельности в рамках реализации проекта «Вот так встреча!».
Составление плана деятельности на 2017 – 2018гг.
Создание «Журнала Дружбы».
Итоговая встреча воспитатели и родителей групп «Ну, а дружба начинается с улыбки!» Воспитатели групп Куликова В. Л, Нуянзина С. П.
Родители групп.
В течение учебного года: просмотр тематических презентаций, слайдов, познавательных мультфильмов.
Встречи на прогулках, утренних и динамических зарядках.