Светлана Парыгина
Проект по трудовому воспитанию в младшей группе
▼ Скачать
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 244» ОАО «РЖД»
Проект по трудовому воспитанию
в младшей группе детского сада
Выполнила:
Парыгина Светлана Александровна,
воспитатель вышей квалификационной категории.
Волочаевка 2, 2023г.
Пояснительная записка
«Труд - это могучий воспитатель
в педагогической системе воспитания»
А. C. Макаренко
Публикация «Проект по трудовому воспитанию в младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Актуальность:
Для младших дошкольников характерен естественный интерес к деятельности взрослых, однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему малыши часто не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые взрослые осуществляют на их глазах ежедневно. Эти сложности восприятия процесса труда для ребенка обусловлены рядом причин.
Трудовая деятельность взрослого имеет непрерывный, текучий характер. В повседневной жизни дети часто видят лишь процессуальную часть трудового процесса, так как взрослый использует уже отобранные им материалы и инструменты, а не отбирает их на глазах детей. Цель труда также уже поставлена взрослым и специально для ребенка не мотивируется, а недостаток времени для наблюдения не всегда позволяет увидеть и результат труда. Поэтому детские наблюдения труда в повседневном общении со взрослыми не дают возможности детям расчленить трудовой процесс и осознать каждый компонент, обнаружить их связи, общую направленность труда.
Необходимо помочь детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям (для детских игр, удовлетворения потребностей человека в чистоте посуды, одежды, помещения). Важно обеспечить целенаправленное восприятие ребенком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах на заботу о детях, вызвать добрые чувства к близким, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх.
Проблема:
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Гипотеза
Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний о труде родителей на железной дороге, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Цель: Формировать знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет, воспитание положительного отношения к труду взрослых.
Задачи:
• знакомство детей с профессиями ближайшего окружения;
• создание и поддержание интереса малышей к деятельности взрослых;
• обеспечивать восприятие ребенком простейших трудовых действий, и их названия в соотношении к профессии;
• помочь увидеть значимость труда взрослых в конкретных трудовых процессах;
• воспитание положительного отношения к результатам труда взрослых;
• побуждать к отражению полученных впечатлений в игре.
Ожидаемый результат:
• создание положительного отношения детей к труду родителей, повышение их интереса к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогащение социального опыта детей, отражение полученных знаний и впечатлений в сюжетноролевых играх.
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети младшей группы, их родители, воспитатели группы.
Тип проекта :
познавательно-практический, игровой
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление перспективного планирования основного этапа проекта.
Основной этап
Проведение мероприятий
Заключительный этап
Коллективная творческая работа «Едет, едет паровоз!».
Подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют элементарные представления о труде на железной дороге.
Проявляют уважение к труду.
Проявляют интерес к творчеству.
Обогащается пассивный и активный словарный запас (железная дорога, поезд, паровоз, машинист и т. д.).
План реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности
Педагог Дети Родители
1 • Определение вида и темы проекта, его продолжительность.
• Информирование родителей о реализации данного проекта.
• Разработка конспектов познавательно-творческих мероприятий с воспитанниками.
• Создание предметно-развивающей среды (Подбор наглядно-дидактического материала,
• Создание дидактического материала для игры «Железная дорога»
• Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
• Подборка познавательной литературы для детей.
• Поиск художественной литературы для чтения детям.
• Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.
• Поиск аудиозаписи с музыкой. • Беседа на тему «Всё о железной дороге (Обратить внимание на основные трудовые действия железнодорожников).
Доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания проекта.
2 • Рассказ о профессии машинист.
• Проведение серии познавательных бесед
• Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр
• Познакомить детей с подвижными играми по теме
• Наблюдение за воспитанниками в игровой деятельности, управление игрой.
• Оформление информационного стенда в группе. • Сюжетно – ролевая игра «Поезд»,
• Игры со строительным материалом «Построим поезд».
• Дидактические и настольных игр по теме.
• Подвижная игра «Поезд».
• Заучивание стихотворений о железной дороге.
• Участие в беседе с демонстрацией картинок с правилами поведения на железной дороге.
• Беседы дома на тему «Всё о железной дороге
• Беседа с детьми дома о труде взрослых.
• Чтение художественной литературы по данной теме.
• Совместно с детьми подбор стихотворения о железной дороге для картотеки.
• Раскрашивание раскрасок о предметах труда железнодорожников.
• Разучивание
стихотворения по данной теме.
3 • Фотоотчет
• Коллективная работа «Едет, едет паровоз!».
• Подведение итогов.
• Итоговая беседа. • Отзывы родителей о проекте.
Выводы по результатам проекта :
Мы удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. У детей сформировались целостные представления о труде на железной дороге. Ожидаемые результаты, которые ставились на подготовительном этапе работы по проекту, были достигнуты. Дети с интересом участвовали во всех проведённых мероприятиях, которые проводились в рамках нашего проекта. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература
1. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007
2. Куксова Н. А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001.
3. Радина Е. И,Ознакомление детей с трудом взрослых -М,1904
4. Нечаева В. Г. Особенности труда дошкольника