Ольга Гурьянова
Проект по ТРИЗ-технологии «Заповедный символ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ детский сад № 120 «Сказочный», корпус 3, г. о. Тольятти
Проект «Заповедный символ»
Авторы проекта:
Канюкова Юля, Лукьянова Ангелина, Васин Витя
Руководитель проекта:
Гурьянова Ольга Анатольевна
ПРОБЛЕМА:
В настоящее время к деятельности моделирования, с одной стороны, как форме знаково-символической деятельности, а с другой – как средству формирования системы знаний, необходимых для комплексного развития личности, обращен интерес многих как теоретически, так и практически ориентированных исследований.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- ТРИЗ. Проекты
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Именно моделирование обеспечивает возможность проникновения в сущность предметов и явлений, делает доступным изучение скрытых сторон, связей и зависимостей, что очень важно для формирования реальной картины мира. Все это делает актуальным использование в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с геральдическими знаками метода моделирования.
Создание собственного продукта является стойким мотивом для исследования устройства данного продукта. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать процесс демонстрации модельного материала при ознакомлении детей с символикой, как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развивать экологическое воспитание и творческий потенциал подрастающего поколения Самарской области, распространение положительного практического опыта образовательной и воспитательной работы в сфере экологии и формирования экологической культуры у детей.
Этапы работы:
Предварительные работы. Предварительной работой к проекту были беседы о природе Самарской области: о растениях нашей местности, о животных, о необычном рельефе, о легендах и ритуальных объектах.
1 этап. Создание копилки.
Копилкой к проекту стала информация о памятниках природы Самарского края, которою дети нашли с родителями. Глеб рассказал о живописнейшем месте области – Самарской Луке. Этот уникальный комплекс живой природы характеризуется неповторимыми формами рельефа, своеобразным микроклиматом, наличием интереснейших геологических образований. Ангелина рассказала о урочище "Каменная чаша", расположенном в селе Ширяево. Юля рассказала о пещере Степана Разина, которая находится около села Большая Рязань Ставропольского района. Витя показал иллюстрации Муранского Бора Шигонского района.
2 этап. Работа с копилкой. Заполнение морфотаблицы.
На втором этапе дети заполняли морфотаблицу, чтобы выяснить, являются ли эти места памятниками природы. По горизонтали которой находились иллюстрации мест природы в Самарской области, а по вертикали – условия, необходимые для того, чтобы данную местность назвали памятником природы. Такими условиями дети выделили:
1) места обитаний видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области;
2) места обитания необычных животных; 3) уникальные особенности рельефа; 4) наличие легенд и мифов. |
Проанализировав морфотаблицу, дети сделали вывод, что урочище Каменная чаша известно своим чудотворным источником, а также легендой о хозяйке Жигулевских гор. В пещере около села Большая Рязань когда-то скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. Место необычно тем, что находится на берегу реки Волга на юге Самарской Луки. Среди местных жителей передается легенда, что в XVII веке Степан Разин скрыл в этих местах клад.
Муранский Бор, находящийся в Шигонском районе, стоит на песчаной холмистой террасе, которая возвышается над поймой реки Усы. Бор известен тем, что растут тут сосны-великаны, возраст которых 100-150 лет, а также брусника и черника.
3 этап. Создание символов природы.
На следующем этапе дети нарисовали символы заинтересовавших их природных мест. Урочище "Каменная чаша" заинтересовало Юлю своим родником, живописной природой, возведенной часовней в честь Святителя Николая Угодника. А Ангелину поразила легенда о том, что в этом месте стекаются слезы хозяйки Жигулевских гор, оплакивающей свое одиночество. И поэтому девочка изобразила красавицу с необычной чашей в руках. Родник в изображении девочки, как воплощение в жизнь сказки о живой воде, ледяной и прозрачной, дарящей здоровье и долголетие, очищающей душу и смывающей все хвори.
Символом Муранского Бора Витя выбрал реликтовые (ледникового периода) сосны и черничник.
4 этап. Презентация проекта.
На презентацию нашего проекта были приглашены дети из параллельной группы. Наши ребята рассказали о том, как они придумали символы природы Самарского края. Работы с изображениями заповедных символов Самарского края мы отправили на региональный конкурс детских творческих работ на экологическую тематику "Заповедный символ". Конкурс организуется и проводится по заказу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Продолжение проекта:
Памятников природы в Самарской области более 200. При заинтересованности детей мы планируем продолжать изучать их.