Мария Счастливцева
Предметно-развивающая среда с использованием ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ. Одним из важных условий является развивающая предметно-пространственная среда - фактор развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Предметно-развивающая среда с использованием ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Сегодня мы говорим о будущем в настоящем времени. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире. Важно сформировать у дошкольников творческое мышление и воображение, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различной деятельности: анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы; обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
Благодаря развивающей среде в нашей группе с применением технологии ТРИЗ происходит развитие творческого стиля мышления детей. Увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное – все это и многое другое происходит с помощью этой технологии. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению. Доброе волшебство позволяет детям стать героями сказок, историй, событий, ситуаций в процессе, которого они проявляют свои творческие силы в преодолении самых разных трудностей, применяя смекалку, добрый юмор, дружеские отношения.
Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда в нашей группе обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Трансформируемость среды – возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Доступность среды - Свободный доступ воспитанников посещающих ДОУ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Таким образом, предметно – развивающая среда в нашей группе позволяет развить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами.
Центр логики и математики.
По мимо логико-математических, дидактических, развивающих игр для работы в этом центре мы используем пособие «Системный оператор» который позволяет нам развить в детях системное логическое мышление в совместной и самостоятельной деятельности. Задача педагога научить детей мыслить системно используя таблицу. Развивать представление о строении и этапах развития системы развивать образное представление творческих потенциалов.
Речевой центр.
Содержит материал, для развития речевой активности детей, такой как: мнемотаблицы, сюжетные картинки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика «Веселы ворота», картотека речевой гимнастики по темам недели, веселая зарядка для язычка. Так же в этом центре мы используем пособие «Да-нетка» которое способствует развитию речи и учит детей задавать сильные вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира. Учит слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Центр природы и экспериментирования.
Целью данного уголка является - знакомство дошкольников с объектами и законами природы. Здесь с детьми отмечаются дни недели, числа, время года и его признаки. Для ухода за растениями уголка природы имеется инвентарь. Для проведения опытов мы собираем природный материал: камешки разного цвета и формы, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов,, листья, веточки, семена фруктов и овощей, сучки,, пластилин, вата. Так же для данного центра мы используем один из методов ТРИЗ с помощью пособия «Живое-рукотворное» которое позволяет детям классифицировать объекты живой и не живой природы.
Центр творчества.
Позволяет проявить активность детей в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Здесь детям доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое и побуждают к созданию разнообразных образов. Дошкольники приобретают теоретические знания и практические навыки работы с различным бросовым материалом в нашей мастерской «Самоделкина», ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Это способствует развитию их творческой личности.
Центр игры.
Игровая среда в группе наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Для развития у детей жизненно необходимых сведений об окружающих их предметах и явлениях, в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Кухня", "Столовая", "Парикмахерская".В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме чтобы дошкольники овладели определенными навыками действий с этими предметами. В зоне дидактических игр вместе с настольно-печатными играми используется пособие «Кольца Луллия», с помощью которого у детей развивается творческое мышление, происходит постепенное расширение и углубление познавательных интересов, обогащение опыта ребенка, насыщение знаний о различных областях действительности.
Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ нам удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность.