Путря Ольга Сергеевна
Проект «Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Тип проекта : познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : родители, воспитатели, дети.
Целевая группа проекта : дошкольники старшей и подготовительной группы.
Продолжительность проекта : 1 год.
Руководитель проекта : воспитатель Путря О. С
Публикация «Проект „Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
(С. Михалков).
Актуальность
Сказка – благодатный, и ничем не заменимый источник нравственного восприятия. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу.
В сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап воспитания тоже происходит с помощью сказки.
Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику – не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Вопросы, направляющие проект :
Основополагающий вопрос:
• Чему учат народные сказки?
Проблемные вопросы:
• Как заинтересовать детей слушать сказки? Что, если сказок не будет?
Учебные вопросы:
• Что такое сказка?
• Какими бывают сказочные персонажи?
• Какой герой сказки понравился?
• Проследим его поведение на протяжении сказки : что хорошего в его поведении, а что можно было сделать по-другому?
Цель проекта :
• Развитие нравственного потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста через изучение русских народных сказок.
Задачи:
• Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками, приобщить к чтению художественной литературы.
• Научить анализировать услышанное, уметь высказывать свое мнение.
• Совершенствовать речь дошкольников.
• Разработать конспекты и игровые сценарии, направленные позитивное восприятие сказок, формирующих культуру поведения и моральных качеств младших дошкольников.
Основные формы реализации: беседы, занятия, консультации для родителей.
Обеспечение:
Материально-техническое обеспечение:
Книги русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, кукольные театры, интерактивная доска, ноутбук.
Учебно-методическое:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
3. Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
4. 5. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст] : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
План работы
месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь • Беседа: «Какие люди живут на свете?»
• Сравнение русской народной сказки «Теремок» с украинской народной сказкой «Рукавичка»
Октябрь • Чтение сказки «Сивка-Бурка» Консультация: «Роль сказки в воспитании детей»
Ноябрь • Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей.
Декабрь • Ознакомление с окружающим «Спиридон -солнцеворот»
• Сравнение русской народной сказки «Волки семеро козлят» с таджикской народной сказкой «Коза с кудрявыми ножками» Информация для родителей «Народные сказки в жизни нашей группы»
Январь • Чтение детям русской народной сказки «Царевна-лягушка»
• Прослушивание аудиозаписей сказки. Консультация: «Почитай мне мама сказку, или с какими книгами лучше дружить дошколятам».
Февраль • Чтение сказки «Крошечка - Хаврошечка» Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.
Март • Сравнение русской народной сказки «Заяц-хвастун» с узбекской народной сказкой «Хвастливый заяц» Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
Апрель • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
• Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) Создать уголок сказки «Сказка- ложь, да в ней намек» в группе, пальчиковый
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Май • Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
• Викторина по русским народным сказкам Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
на методическом объединении в ДОУ.
Предполагаемый результат:
1. Сформировать у дошкольников морально- нравственную позицию- умение понимать нравственный смысл сказки, поступков, характер героев, уметь их оценивать.
2. Научиться связывать мотивы и поступки персонажей сказок, и на основе этого поступки, происходящие в жизни.
3. Развивать образное мышление, навыки анализа
Продукт проектной деятельности :
Выставка рисунков «Герои народных сказок»
Презентация :
Буклет «Народная сказка как средство нравственного воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста»