Ия Яр
Проект по театральной деятельности в 1–2 классах санаторно-лесной школы
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ОКРУЖНАЯ САНАТОРНО - ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Проект по театральной деятельности
для младших школьников (1,2 класса)
«Сказочный мир театра»
Разработали воспитатели:
Дзивульская Н. В
Брайлян Н. В.
Нурмухаметова Д. С.
Яр И. С.
Конева Г. А.
г. Салехард, 2017г.
«Театр – это волшебный мир»
Публикация «Проект по театральной деятельности в 1–2 классах санаторно-лесной школы» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.
Театральная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Важно научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, таким образом помогать ребенку развиваться всесторонне
Проблема Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Их интересы ограничены, а игры однообразны поэтому именно театральная деятельность была выбрана для решения проблем. Театральное творчество позволяет формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, чёрствости).
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для детей – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.
Тип проекта Творческий
Цель проекта Развитие связной речи и эмоциональности средствами театральной деятельности у воспитанников 1, 2 классов.
Задачи • Формировать читательскую грамотность;
• Побуждать детей к театральной игре, создавать условия для ее проведения;
• Развивать творческие способности воспитанников, умение перевоплощаться, импровизировать;
• Развивать диалогическую и монологическую форму речи, речь как средство общения;
• Обучать детей умению сочетать двигательное и речевое действие, умение чувствовать и понимать художественное произведение, правильно передавать его образы;
• Обогащать словарный запас;
• Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.
Период и этапы реализации проекта С октября по апрель
Возрастная группа Возраст 7-9 лет
Ожидаемые конечные результаты, :
Для детей
Для педагогов
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
• Осведомленность воспитанников пользоваться разными видами театра, самостоятельно организовывать показ театра;
• Проявлять интерес к театральной деятельности;
• Умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• Овладение активной речью, включенной в общение.
• Раскрытие творческого потенциала, повышение темпа развития речи в целом, общительности, самооценки за счет включения в творческую деятельность.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
• Создать информационную базу.
• Создать условия для благополучного и комфортного пребывания детей в интернате.
Участники проекта Дети 1-2 классов, воспитатели групп
Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) Первый этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Подготовительный (ноябрь-декабрь)
Мотивация воспитанников на участие в проекте.
Беседы
Чтение сказок, обсуждение.
Видео просмотр театральных постановок, сказок детьми.
Вечера развлечений. Импровизация сказок разных видов театра (настольный, кукольный, с куклами БИ-БА-БО, драматизации, хороводные игры со словами и пением.
Сказки экспромт.
Второй этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Основной этап (январь-февраль)
Деление на 3 группы.
Выбор сказки для инсценировки (воспитатели групп)
Знакомство с содержанием сказок, сценарием.
Просмотр мультфильмов, видео постановок.
Распределение ролей.
Разучивание слов.
Репетиции.
Изготовление атрибутов и костюмов.
Третий этап:
Презентация материалов проекта
Заключительный этап (март)
Инсценировка сказок 1гр, 2гр, 3гр.
Создание фотоальбома, видео.
Четвё ртый этап:
Ожидаемые результаты проекта
Презентация проекта Презентация материалов проекта
1. Выставка рисунков детей на тему «Волшебный мир театр»;
2. Создание альбома разных видов театра
3. Творческая мастерская «Театра своими руками».(создание различных видов театра);
Изготовление масок, костюмов, декораций к сказкам (при участии взрослых);
5. Развлечения с детьми «В гостях у сказки»;
6. Показ сценок
7. Инсценировка сказки «Рукавичка»
8. Инсценировка сказки «Муха Цокотуха».
9. Инсценировка ненецких сказок И. Истомина
Этапы по приобщению школьников к театрализованной деятельности. Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям с правильной интонацией и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали. Далее дети сами прочитывают данный материал.
Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.
На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.
На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.
На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.
Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.
Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект “Сказочный мир театра” позволил проявить творческую активность детей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Список литератур