Федосеева Тамара Васильевна
Проект по театральной деятельности в подготовительной группе «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Сказка»
ПРОЕКТ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТЕАТР И ДЕТИ»
Выполнила:
Федосеева Т. В.
Новосибирск
2018
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
Публикация «Проект по театральной деятельности в подготовительной группе „Театр и дети“» размещена в разделах
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей.»
(Б. М. Теплов)
Введение
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми старшей логопедической группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала : «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Актуальность
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
В работе с детьми по организации театрализованной деятельности в группе опираюсь на работы современных педагогов: М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», в которых рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.
Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Тип проекта : творческий; долгосрочный
Срок реализации проекта :
Проблема:
1. Поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.
2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра.
Цель проекта : Развитие творческих способностей, направленных на коррекцию речи детей подготовительного дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщать к театральной культуре (познакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров).
3. Совершенствовать артистические навыки участников проекта.
4. Развивать все компоненты речи детей в процессе реализации проекта.
5. Развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
6. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.
7. Создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.
Сфера использования проекта : все образовательные области педагогического процесса, домашний досуг, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты
1. Повышение творческого потенциала воспитанников.
2. Пробуждение интереса детей и родителей к театру.
3. Развитие речи детей.
4. Получение детьми первичных навыков в области театрального искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности, кукловождения.
5. Включение театрализованной деятельности в единый образовательный процесс.
6. Повышение самооценки участников проекта. Формы и методы реализации проекта.
Формы работы с детьми
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники; утренники; викторины; игры-драматизации; театрализованные игры.
Формы работы с родителями
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия. анкетирование, консультация «Играем с детьми в театр дома», беседы с родителями, помощь родителей в изготовлении театральных реквизитов.
Методы работы с детьми
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта.
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг.
1. Подготовительный этап
Сбор литературы.
Беседы с детьми.
Составление плана работы.
Изготовление атрибутов.
Разработка рекомендаций для родителей.
Подбор наглядной информации.
1. Основной этап
Дата Мероприятие
09. Беседа1 «Что такое театр»
Беседа 2 «Кто придумал театр»
О9 Беседа 3 «В театре…»
Цель: знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт).
Д/И «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»
Работа над артикуляцией гласных
Чтение сценария спектакля «Сказка о дружбе», распределение ролей.
Театрализованная игра «Громко-тихо, быстро- медленноЭ
Отработка диалогов по «Сказке о дружбе»
10 Беседа: «За кулисами…».
Разучивание скороговорок.
Изготовление масок «Сказке о дружбе».
Изготовление декораций к «Сказке одружбе.
Конкурс на лучшую афишу к данной сказке.
Аппликация «Билеты в театр.
Представление для детей «Сказки о дружбе»
11 Игра «Зеркало»
Игра на формирование грамматических навыков ( прилагательные: Били Бом, Ежик, Белочка, солнышко. птички (какой-ая-ое-ие, ( глаголы 1-го спряжения: скакать-
скачет, прыгать-прыгает, утешать-утешает, вытирать-вытирает и т. д.)
Чтение сценария «Котята-поварята»
Беседа «О чем эта сценка?»
Пересказ своими словами сценки «Котята-поварята.» с использованием мнемотаблицы.
Мимические упражнения (страх, радость, испуг, озорство, хитринка).
Работа над диалогами.
Ритмопластика. Ритмичные движения под быструю музыку по воображению.
С/Р игра «Театр»
Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
12 Лепка сказочных героев «Котята-поварята».
Ритмопластика «Поймай хлопок»
Игра на формирование грамматических навыков (использование предлогов НА, В с существительными в единственном числе предложного падежа.
Игра «Изменю себя друзья, догадайся, кто же я!»
Показ сценки «Котята-поварята» родителям воспитанников.
01. Беседа-диалог «Как вести себя в театре»
Рассматривание картинок с разными видами театров (оперный, балетный, театр музкомедии и т. д.)
Подготовка к спектаклю «Муха-Цокотуха» (чтение сценария, распределение ролей.)
Пластические этюды. (Приветствие, благодарность, приглашение к столу, почтение, вручение подарков).
Мимические упражнения (радость, восхищение, благодарность, испуг, бесстрашие).
Игра на формирование грамматических навыков (работа с предлогами ПОД, НАД и существительными в творительном падеже единственного и множественного числа.
Рисование по сказке «Муха-Цокотуха»
Составление диалога по воображению «Что могли сказать друг другу Муха и Паук?»
Изготовление декораций и реквизитов для представления.
02 Пальчиковая гимнастика:«Весёлые человечки»
Инсценировка по сказке К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»
Инсценировка песни «Бравые солдаты»
. Ритмопластика:«Не ошибись»
Игра на формирование грамматических навыков и увеличения ассоциативного ряда (прилагательные во множественном числе – окончания) «Гости, пришедшие к Мухе, Блошки, Божьи коровки, Козявочки,, Букашечки, Тараканы какие?
03 • Игра на выражение эмоций «Сделай лицо»
• Изготовление афиши для представления «Заюшкина избушка».
• Показ сказки «Заюшкина избушка» (куклы «Би-ба-бо»)
• Рисование «Занавес и сцена для театра»
• Инсценировка по стихотворению С. Я Маршака «Багаж» Мимические этюды у зеркала «Удивление», «Гнев», «Грусть», «Растерянность»
04 Игра на пантомиму «Тень»
. Отгадывание загадок на тему «Герои сказок»
Лепка «Герой любимой сказки»
Изготовление карточек с изображением «Мимики»
Зарядка для языка «Конфетка
Дидактические игры:«Громко – тихо».(
Подготовка к инсценировке «Пряничная избушка» Чтение сценария, распределение ролей.
Формирование грамматических навыков (работа с существительными в творительном падеже множественного и единственного числа («Избушка обложена чем?» (Пряниками, конфетами, шоколадками, леденцами пряником. Конфетой, леденцом и т. д.)
Ритмопластика «Изобрази героев под музыку».
Изготовление афиши и пригласительных билетов.
05. • Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик…»(театр на резиночках).
• «Веселые сочинялки» (Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра)
Д/И «Мои любимые сказки»
Показ сказки «Пряничная избушка».
Заключительный этап
КВН «В гостях у сказки».
Вопросы для викторины.
Угадай героя по описанию.
Изобрази героя без слов.
Разыграй диалог из какой-нибудь сказки. (домашнее задание)
Выбери костюм для героя (из многообразия вещей)
Нарисуйте афишу к сказке.
Сколько героев в данной сказке?
Разложи по порядку (последовательность изложения сказки).
Вопросы по театральным терминам : «Что такое театр, пьеса, сцена, антракт, кулисы, партер, ложа, купол? Назовите по три театральные профессии.
Список использованной литературы
1. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
2. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
3. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.
5. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
6. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
7. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
8. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
10. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками
Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, поддерживать их интерес к театральному искусству.
Беседа 1 «Что такое театр?»
Воспитатель:
-Знаете ли вы, что такое спектакль? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте, сейчас я вам объясню все по порядку (Выставляется фотография Новосибирского Театра Оперы и Балета).
-Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного. Дом как дом, только понарядней других, да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса». Здесь покупают билеты.
-Дайте нам, пожалуйста, билеты, - говорите вы кассиру,- на сегодняшний спектакль».
-«Пожалуйста», - отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда и места, где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.
У театрального служащего, капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое (Воспитатель предлагает детям рассмотреть программку Новосибирского Областного Театра кукол).
Беседа 2 «Кто придумал театр?»
Воспитатель: Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богах и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно и поучительно может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами. (Воспитатель предлагает для рассматривания иллюстрацию
Дельфы — древнегреческий город, важный с религиозной точки зрения, так как именно там, согласно мифологии, располагался храм и оракул Аполлона, а также проводились знаменитые Пифийские игры. В исторической части города сохранились остатки храма Аполлона Пифийского, сокровищница афинян, стадион, театр и другие древние сооружения.
-В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски, гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной. От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по – гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».
-Давайте и мы сейчас наденем эти маски и превратимся в разных зверей. А теперь скажите мне, какого зверя называют царем всех зверей? Правильно – льва. Игра называется «Звери, берегитесь льва!» (Игра по типу «Ловишки». Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками, затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее нас лови!» и разбегаются. «Лев» ловит. Пойманный, встает на его место, и так далее).
Беседа 3 «В театре»
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. (Выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).
-Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к сцене, называются амфитеатром. А по бокам - ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или, если ложа большая - 6 кресел. Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии.
-А сейчас обратите внимание на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцены ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.
-Вы знаете сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня её и будут представлять в театре (Музыкальный руководитель включает видеозапись с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал Большого театра, сцена, занавес). Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).
Беседа 4 «За кулисами»
Воспитатель: Ребята, много интересного можно найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.
-Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера (по – французски – «первый раз»).
-Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене (Показывает иллюстрацию).
Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными».
-Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями «закулисного царства» : с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра – там он гримируется и переодеваются
-А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. (Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы).
-А теперь давайте рассмотрим в гримуборную актёра. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актёр превращается в героя сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.
Давайте сейчас с вами поиграем в актёров и гримёров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку. Выбирают одного гримёра и двух актёров, они на глазах у всех начинают превращения.