Наталья Галкина
Проект по театральной деятельности в средней группе «Театр и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по театральной деятельности в средней группе «Театр и мы»
«Актуальность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Публикация «Проект по театральной деятельности в средней группе „Театр и мы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
• недостаточно внимание родителей и детей к театру;
• мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
• недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
• застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Ожидаемый результат проекта
• Обогащённая среда в группе;
• Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
• Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
• Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
• Активизация творческих способностей детей;
• Активное участие родителей в жизни группы;
Формы и методы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Игры – драматизации;
• Слушание музыкальных произведений;
• Просмотр сказки;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Заучивание стихов;
• Театрализованная деятельность.
Участники проекта :
- Воспитатели группы;
- Дети 4-5 лет;
- Родители;
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (ноябрь-май)
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
1 этап: Подготовительный
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственный
Анализ
имеющегося материала -Подбор литературы,
аудио материала
-Составление списка необходимого материала
-Включение
в календарно-тематическое
планирование
мероприятий по реализации проекта -Список
необходимого методического
материала
-Дополненный
календарно-тематический план Воспитатели
средних групп
Создать
интерес у участников
проекта -Составление плана
мероприятий по реализации
проекта совместно с детьми, проведение диагностики в виде наблюдений за самостоятельной игрой детей
-Информирование
родителей о проекте и опрос
родителей «Играете ли вы с детьми в театр?», консультации для
родителей
-Заинтересованность
детей и родителей Воспитатели
средних групп
Сбор и анализ информации для реализации
проекта -Сбор атрибутов
для театрализованных игр
-Подбор дидактических игр
-Подбор материала для презентации
-Список имеющихся и недостающих
материалов, атрибутов Воспитатели и родители
2этап: Основной
Задача
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
Создать условия
для реализации проекта -Подбор аудиоматериала
согласно списку;
-Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр;
-Сказки и иллюстрации к ним;
-Аудиоматериалы;
-Игры – драматизации;
-Презентация.
Воспитатели
средних групп
Обогатить среду
-Книги – сказки для драматизации,
-Коллекция аудио материала,
-Игрушки и атрибуты для театрализованных игр.
Обогащённая среда Воспитатели и родители
Обогатить знания
детей о театре,
Совершенствовать исполнительские умения
-Беседы,
-Просмотр видео материала,
-Чтение художественной
литературы (сказок,
-Творческие мастерские,
-Игры-драматизации,
-Заучивание стихов,
-Слушание музыкальных произведений,
-Отгадывание загадок о героях сказок,
-Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Воспитатели средних групп
Включение
родителей в педагогический процесс
-Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций, творческие
задания
Активное участие
родителей в реализации проекта. Воспитатели
средних групп
3этап: Итоговый
Задача
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
Анализ
по проекту и
подведение итогов -Анализ работы по проекту,
-Фотоотчёт о проекте
в родительском уголке.
Отзывы родителей о проекте.
-Фотогазета о
проведённом проекте.
Воспитатели
средних групп
План реализации проекта
№ Мероприятия Дата Результат
Подготовительный этап
1 Анализ имеющегося материала Ноябрь Список имеющихся и недостающих материалов.
2 Информирование родителей о проекте, консультации для родителей «Развитие детей
в театральной деятельности» Ноябрь Готовность родителей
оказать помощь в проекте.
3
Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта. Ноябрь План-сетка мероприятий.
Основной этап
1 Создание развивающей среды в группе.
-настольный театр
-пальчиковый театр
-театр на стакане
-театр на конусе
Ноябрь-
декабрь Обогащённая среда.
2
Чтение художественной литературы (сказок) :
-«Три поросёнка»
-«Три медведя»
-«Теремок»
Декабрь
Знакомство со сказками, решение речевых задач.
3 Беседы:
-по прочитанным сказкам,
-о видах театров
(кукольный, драматический, театр зверей)
-кто работает в театре
-как вести себя в театре
Декабрь
Решение речевых и познавательных задач.
4 Творческая мастерская:
Рисование иллюстраций
к сказкам «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя» Декабрь Развитие художественно-творческих способностей
5 Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Январь
Развитие речевых и творческих способностей детей.
6 Игры – драматизации:
-игры – имитации образов
животных, людей, литературных
персонажей,
-инсценировки сказок «Колобок»,
«Заюшкина избушка», «Теремок» Январь
Развитие артистических навыков
7 Выбор сказки для драматизации,
распределение ролей.
8 Изготовление родителями атрибутов и
костюмов к сказке «Теремок»
Активное участие
родителей в жизни
группы.
9 Подготовка к драматизации
Подведение итогов реализации проекта
17 Итоговое мероприятие:
с детьми: драматизация сказки «Колобок»,
С с родителями: драматизация сказки «Теремок".
Создание фотогазеты
о реализованном проекте.
Диагностика умений и навыков
детей в театральной деятельности на коней проекта.
Газета о проекте
Приложение 1
Работа с родителями.
Вопросы к устному опросу родителей.
1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?
2. Играете ли вы с ребенком в театр?
3. Какие виды театра вы знаете?
4. Какие виды театра есть у вас дома?
5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?
6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?
7. Как часто вы посещаете театр?
8. Как часто вы посещаете театр с детьми?
9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?
10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность
является приоритетным направлением в развитии детей?
11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?
12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?
13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своими успехах или неудачах в данном виде
деятельности?
14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?
15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:
1). Положительную. 2). Отрицательную. 3). Ничего не происходит.
16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №10 «Светлячок»
Сообщение для родителей
«Театр - искусство прекрасное»
Подготовила воспитатель Галкина Н. С.
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
К. С. Станиславский
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чисто говорки в разных темпах, шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №10 «Светлячок»
Сообщение для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Подготовила воспитатель Галкина Н. С.
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами: Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром
Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.
Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот. В уголке.
Пантомимические этюды и упражнения Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как :
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Приложение 2
Работа с детьми
Диагностика
Ключевой метод отслеживание - наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.
Оценочные критерии по основным показателям.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 4 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, может назвать театральные профессии.
Соответствует возрасту – 3 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Не соответствует возрасту – 2 балла: мало интересуется театральной деятельностью; различает и с помощью взрослого называет различные виды театра.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; не различает и затрудняется даже с помощью взрослого назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 4 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Соответствует возрасту – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев;
Не соответствует возрасту – 2 балла: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев; пересказывает с помощью педагога.
Низкий уровень – 1 балл: не стремиться понимать произведение, различает главных героев; отказывается пересказывать.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 4 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности
Соответствует возрасту – 3 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Не соответствует возрасту – 2 балла: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
Низкий уровень – 1 балл: слабо различает эмоциональные состояния, не использует их в театрализованном действии.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 4 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Соответствует возрасту – 3 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Не соответствует возрасту – 2 балла: владеет элементарными навыками кукловождения.
Низкий уровень – 1 балл: слабо владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 4 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Соответствует возрасту – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Не соответствует возрасту – 2 балла: не проявляет инициативы, стесняется проявить себя в действиях с партнерами.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Характеристика уровней знаний и умений в театрализованной деятельности
Высокий уровень.
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Ребенок способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Соответствует возрасту.
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Не соответствует возрасту.
Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. С помощью взрослого называет различные виды театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но стесняется их продемонстрировать на зрителя при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Выполняет большее количество операции только с помощью руководителя.
Низкий уровень.
Проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре, но не выполняет их.
Слабо понимает содержание произведения, не интересуется поступками отдельных героев.
Отказывается пересказывать произведение.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Крайне редко принимает участие в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя
Список используемой литературы:
1. «Программа дошкольного образования: "От рождения до школы"» - Н. Е. Веракса
2. «Театральная деятельность в детском саду» - А. В. Щеткин
3. «Играем в театр» - Т. Н. Доронова
4. Интернет ресурсы.