Аделина Стригина
Проект по театрализованной деятельности в старшей группе «Играем в сказку»
▼ Скачать
Ведущая идея художественно-эстетического воспитания в нашем ДОУ – развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую, изобразительную, театрализованную деятельность.
Поэтому проектная деятельность по этому направлению занимает прочное место в работе нашего детского сада в целом и в нашей группе в частности. Так нами был разработан и реализован среднесрочный проект по театрализованной деятельности «Играем в сказку». Его длительность три месяца.
ПРОБЛЕМА.
Публикация «Проект по театрализованной деятельности в старшей группе „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
«Игра в театр» помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, развивает творческие способности ребенка. Но как привлечь детей к участию в театрализованной деятельности? Некоторые дети в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности, они очень застенчивы. У многих слабо развита связная речь и недостаточный словарный запас. Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со сверстниками и взрослыми? Для решения поставленных вопросов и разработан данный проект.
НОВИЗНА.
Новизна нашего проекта состоит в использовании инновационных технологий.
В проекте использовались такие технологии как:
Сказкотерапия – лечение, корректировка поведения с помощью сказок.
Идея использовать эту технологию возникла после консультации психолога «Сказкотератия в детском саду и дома». В дальнейшем педагог-психолог оказала помощь в подборе сказок для решения различных проблем детей, а именно театрализованные игры помогают «прожить» сказку детям.
Здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика, игровой массаж, коррегирующая гимнастика, музыко-терапия, релаксация и др.
Мы создали инновационное пособие – лэпбук. Лэпбук это такая папка в которой собраны развивающие игры и задания по определенной теме. Наш лэпбук называется «….», в нем подобраны материалы для игр-драматизаций, для инсценировок сказок, представлены некоторые виды театров. Данное пособие можно использовать в подгрупповой и индивидуальной НОД, коррекционной работе воспитателя, в самостоятельной деятельности детей. Так же данную папку можно разместить в приемной группы, где каждый родитель может ознакомиться с новым пособием, тем самым заинтересовать родителя, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома.
ИКТ- технологии – компьютерные презентации, программа «Фото шоу», электронные дидактические игры помогают современным детям закрепить знания о сказках, развивают умение рассказывать сказку по слайдам, отгадывать загадки как о сказочных героях, так и об эмоциональных состояниях людей и сказочных героев и многое другое.
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:
Опираясь на проблему, определили цель и задачи проекта.
Цель проекта :
Развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки детей через театрализованную деятельность.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей среднего возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.
• Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
• Формировать представление о различных видах театра.
Развивающие:
• Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
• Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
• Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к устному народному творчеству через театрализованную деятельность;
• Воспитывать умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру;
• Воспитывать театральную культуру.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
Наш проект реализовывался в три этапа.
На первом этапе определили интерес детей к театру и театрализованной деятельности, а так же уровень развития связной речи и уровень развития активного словаря. С этой целью провели диагностику речевого развития детей. Результаты были следующие:
Высокий уровень речевого развития – 7 человек – это 19% группы;
Средний уровень развития – 11 человек – это 37% группы.
Низкий уровень – 13 человек - 44% группы.
Уровень развития психоэмоциональной сферы тоже хотел бы желать лучшего. Только 15% детей группы имеют высокий уровень развития волевых процессов. Многие дети не понимают, как можно выразить свои эмоции и чувства, не понимая эмоциональное состояние людей, не выражают сочувствия к ним.
Также на первом этапе нашего проекта провели анкетирование родителей «Что вы знаете о театрализованной деятельности?» с целью выявления интереса к данной теме и значения этой деятельности для развития ребенка. Проанализировав результаты анкетирования мы выявили, что многие родители (75%) не знают о влиянии театра на всестороннее развитие ребенка. 60 % родителей не знают, как можно организовать театр дома.
После подготовительного этапа наступил второй этап – основной или как его называют - практический. Это этап реализации проекта, решения поставленных задач.
Мы знакомили детей с разными видами театра.
Рассказали детям сказку «Колобок» с показом настольного театра. Дети учились активно сопереживать героям сказки, знакомились с выразительными возможностями передачи настроения героев сказки.
В дальнейшем мы предоставили возможность детям самим показать сказку, используя уже другой вид театра – пальчиковый. У них появился первый опыт в словотворчестве, в построении ролевых диалогов.
Так же организовали рассказывание разных произведений детьми с помощью воспитателя. Дети учились создавать выразительный образ героев этих произведений.
Очень детям понравилась игра «Вот как я умею», которая способствовала развитию двигательных умений детей. В этой игре дети не только научились различными действиями выражать то, что хотели сказать, но и научились понимать действия других детей.
Так же мы использовали игры- импровизации. Они имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, не подготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного сказочного героя и передают его настроение так, как понимают сами.
Разучивание пальчиковых игр «Репка», «Колобок», «В гостях у сказки», «Месим тесто» и множество других способствовало развитию мелкой моторики, речи и памяти детей. Эти игры вызвали у детей огромный интерес.
В ходе реализации проекта наши дети учились передавать свои впечатления в продуктивной деятельности. Мы лепили и Репку, и Колобка, и атрибуты к сказкам. Выполняя аппликацию по сказкам, дети старались научиться создавать элементарные декорации.
Очень детям понравилась игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок», которую мы провели после рассказывания сказки Сутеева «Под грибом». Матвей очень боялся выступать перед своими товарищами, но когда ему предложили сыграть зайчика из сказки, так окунулся в роль, что забыл про свои страхи.
Дидактическая игра «Угадай эмоцию» с помощью ИКТ технологии предоставила малышам возможность научиться разбираться в эмоциях сказочных героев.
Так же дети овладевали умением играть на музыкальных инструментах, учились понимать характер музыки, чтобы при драматизации сказок можно было передать образ героя с помощью музыки или музыкального инструмента.
Еще мы активно готовились к драматизации сказки «Заюшкина избушка». Наши ребята учились выразительно выполнять роли, вести ролевой диалог. Родители приняли активное участие в изготовлении декораций и костюмов для детей. Этот спектакль мы показывали педагогам ДОУ и детям младшей группы.
Но работа по проекту, как я уже говорила, не ограничивается работой только с детьми. Так же в рамках проекта проводилась работа с педагогами. Для них мы провели консультацию «Значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка» и мастер-класс «Играйте с детьми в театр и развивайте их творчество», на котором познакомили молодых педагогов с алгоритмом подготовки к спектаклям.
Одной из задач нашего проекта было вовлечение родителей в совместную театрализованную деятельность с ребенком в условиях семьи.
Консультации «Как организовать спектакль дома», «Игры и упражнения для выражения эмоций», а так же мастер-класс для родителей «Играем в сказку» помогли повысить уровень компетентности родителей по вопросам организации театрализованной деятельности с детьми, ее значении для развития детей и вызвали интерес к организации совместной с детьми театрализации.
Мы совместно с родителями организовали фотовыставку «Играем в сказку дома», на которой были представлены фотографии из домашних архивов о проведении театрализованных представлений дома и подготовки к ним.
Продуктом нашего проекта стало проведение совместного развлечения «В гостях у сказки», в котором роли сказочных героев играли не только дети, но и их родители.
На заключительном этапе любого проекта подводятся итоги. Анализируя работу по нашему проекту «Играем в сказку» можно сказать, что удалось решить все задачи. После проведения повторной диагностики можно сказать, что количество детей с низким уровнем речевого развития снизился. Так же снизилось количество детей с низким уровнем психоэмоциональной сферы. Дети стали более раскрепощенными, научились различать эмоциональные состояния, как героев сказок, так и окружающих людей. Улучшилось актерское мастерство детей.
Большой отклик реализация проекта вызвала у родителей. Этот проект способствовал сплочению родителей и детей. Родители получили знания о роли театрализованной деятельности в развитии детей, сами научились ставить домашние спектакли вместе с детьми и для детей. Так же у них вызван интерес к жизни детского сада, к процессам, происходящим в группе.
В заключение хочу сказать, что использование такой формы деятельности как театрализованная деятельность, способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. А проектный метод позволяет спланировать совместную деятельность детей педагогов и родителей. Раскрасить нашу жизнь новыми яркими красками творчества.
Играйте в сказку!