Юлия Круглова
Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов, при общей ориентации подростков и молодежи на западную модель жизни, большое значение приобретает патриотическое воспитание, направленное на развитие национального самосознания, чувство национальной идентичности, толерантности, формирование нравственно-патриотических чувств по отношению к своей семье, малой Родине и своей стране.
Публикация «Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива „Россияночка“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить основы гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Патриотическое воспитание в детском саду — это, прежде всего, процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А культура русского народа достаточно широко и ярко отражена в песенном творчестве.
Поэтому одной из новых и интересных на наш взгляд форм работы является организация в детском саду хорового коллектива «Россияночка». Мы согласны с утверждением, что хоровое пение – мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, это основа музыкальной культуры народа.
Актуальность
Ни для кого не секрет, что российское общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Духовный кризис проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением. Поэтому для сохранения национального самосознания важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старшего поколения.
Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщению к ценностям музыкальной культуры, в том числе народной культуры, фольклора, начиная с самого раннего возраста, когда идёт активное формирование личности.
Хоровое пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. С помощью хорового пения дети знакомятся с сокровищами фольклора, наследием русской национальной классики, русским композиторским творчеством и овладевают ими. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. В дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры, проявлению любви к Родине. Воспитание вокальных навыков с детского возраста было одной из самых ценных традиций русской народной хоровой культуры. В её основе лежала передаваемая из поколения в поколение, от взрослых к детям, народная манера пения.
Проект по созданию в дошкольном учреждении детского хора «Россияночка» ориентирован на всестороннее развитие ребенка, на приобщение к русскому народному творчеству, творчеству русских и советских классиков, воспитание гражданственности, толерантности. Проект даст богатые возможности, надёжные пути к постижению истории своего народа, своей Родины. Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с музыкально-познавательной деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Цель проекта : воспитание чувств гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста путем создания детского хорового коллектива «Россияночка».
Задачи реализации проекта :
для руководителя и творческой группы:
1. Укрепление духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста, повышение престижа певческой деятельности;
2. Создание информационного поля для родителей и общественности об организации хорового коллектива в ДОУ;
3. Разработка соответствующего методического сопровождения проекта;
4. Формирование детского хорового коллектива из числа воспитанников ДОУ;
5. Организация поэтапной работы по реализации проекта;
6. Использование образовательных возможностей социокультурного пространства города Когалыма.
для детей:
1. Работа по формированию детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста;
2. Развитие у детей музыкального слуха, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции;
3. Достижение искренности исполнения дошкольниками песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;
4. Усвоение навыков хорового пения;
5. Развитие детского песенного творчества;
6. Воспитание вокальных навыков, формирующих фундаментальные навыки вокальной культуры посредством народного песенного творчества, творчества русских и советских классиков;
7. Воспитание любви к Родине, родному краю, развитие интереса к русским традициям.
Основные принципы и подходы
к формированию гражданственности и патриотизма:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
Срок реализации проекта : сентябрь 2015г. – май 2016г.
Этапы реализации проекта
№
Перечень мероприятий,
запланированных для
реализации проекта Сроки проведения указанных мероприятий Ф. И. О. исполнителя,
должность Источники финансирования
1 этап – подготовительный
1. Изучение мнения субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, дети). апрель-май
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М Текущее финансирование
2. Оценка своих возможностей и ресурсов в рамках реализации Проекта апрель-май
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М Текущее финансирование
3. Создание творческой группы май
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М Текущее финансирование
4. Изучение современных программ и технологий в области вокального воспитания детей май
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М., творческая группа Текущее финансирование
5. Выбор направления, подбор репертуара, соответствующего возрастной
категории и выбранному направлению. май
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М., творческая группа Текущее финансирование
2 этап – реализация проекта
1. Разработка проектно – сметной документации на реализацию проекта июнь
2015г. Заведующий ДОУ
Гладкова Л. А. ,
главный бухгалтер
Солодова А. А. Текущее финансирование
2. Подбор необходимого оборудования для хоровой деятельности июнь
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М,
творческая группа Текущее финансирование
3. Разработка программы и перспективного планирования июнь-август
2015г. Медведицкова Е. В., музыкальный руководитель,
Оферкина Л. М.,
музыкальный руководитель Текущее финансирование
4. Приобретение необходимого оборудования, костюмов сентябрь-октябрь
2015г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М Бюджет проекта
5. Практическая реализация программы по хоровому пению, осуществление взаимодействия с родителями, МАУДО «Детская школа искусств» города Когалыма, МАУ ДО «ДДТ»
октябрь-май 2015г. -2016г. Заместитель заведующего ДОУ
Круглова Ю. М,
творческая группа Текущее финансирование
6. Освящение в СМИ результатов работы над проектом декабрь – май
2016г. Заместитель заведующего ДОУ Круглова
Ю. М. Текущее финансирование
3 этап – заключительный
1. Анализ результатов проекта май
2016г. Участники проекта
Текущее финансирование
2. Презентация проекта.
Итоговый концерт хорового коллектива «Россияночка» в ДОУ с приглашением родителей.
май
2016г. Участники проекта
Текущее финансирование
3. Подготовка отчётности по проекту май
2016г. Бухгалтер
Солодова А. А.
Текущее финансирование
Условия реализации проекта
Хор – это сложный организм, создание которого требует колоссальной энергии, знаний и умений музыкального руководителя. Творческой группой педагогов совместно с музыкальными руководителями изучены современные программы и технологии в области вокального воспитания детей, подобрана теоретическая база. Для этого были систематизированы вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной и адаптированы к уровню вокальных возможностей наших дошкольников, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова. Разработана Рабочая программа хорового коллектива, перспективное планирование. Особое внимание при реализации проекта будет уделено расширению музыкально-художественного кругозора детей: произведения русской и зарубежной классики будут сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Особое значение будет иметь работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей. Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар будет дополняться.
Проект будет реализован в дошкольном учреждении в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются педагоги ДОУ, музыкальные руководители, социальные партнеры, родители.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации проекта в учреждении имеется эстетически оформленный музыкальный зал, кабинет музыкальных руководителей, музыкально-театральная площадка на территории ДОУ для музыкальных занятий в летнее время, оснащенные необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям. В наличие имеются: музыкальный центр, микрофон для записи детских выступлений, фонотека с записями детских песен и фонограмм, музыкальные инструменты (фортепиано, балалайка, инструменты для детского оркестра, дидактические пособия и атрибуты. В то же время недостаточно специального оборудования.
Для реализации проекта необходимо приобрести:
1) комплект беспроводных микрофонов (1 приемник, 2 беспроводных микрофона,1 аудио кабель, 1 руководство по эксплуатации)
2) телескопические прямые микрофонные стойки на треноге (2 шт.);
3) подиум для хора;
4) напольный нотный пюпитр;
5) необходимое методическое сопровождение (литература, ноты, диски);
6) костюмы.
Финансирование проекта производиться за счёт средств ДОУ и средств призового фонда конкурса.
Основные формы и режим занятий
детского хорового коллектива «Россияночка»
Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках кружковой работы по разработанной программе. Состав хора - от 12 и более человек. Состав хорового кружка не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать занятиями всех. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 занятию во вторую половину дня продолжительностью до 30 минут. Каждое занятие разбито на две части. В первой части занятия даётся теоретический материал (краткое вступительное слово о данном произведении, сообщение названия песни, авторов музыки и текста, пояснение непонятных слов, предварительное чтение, вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа, во второй - разучивание и закрепление песен. Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом.
Ожидаемые результаты:
1) Посещение хорового коллектива будет содействовать всестороннему развитию детей, их социализации в коллективе сверстников, формированию личностных качеств: чувства товарищества, организованности, выдержки, отзывчивости.
2) В процессе пения у детей сформируются вокально-хоровые навыки, музыкальные способности, выработается дикция - умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях, ансамблевое и хоровое пение (ансамблевый строй).
3) Хоровое пение положительно повлияет на укрепление и сохранение физического здоровья ребёнка. Вокал - это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.
4) Используемый репертуар будет способствовать знакомству с историей своей Родины, привитию любви к родному краю, воспитанию чувства патриотизма.
5) Создание информационного поля для родителей и общественности о функционировании детского хорового коллектива в ДОУ.
6) Возможность использования образовательных возможностей социокультурного пространства города Когалыма, более тесное сотрудничество с МАУДО «Детская школа искусств» города Когалыма, МАУ ДО «ДДТ».
7) Формирование банка педагогической информации по воспитанию гражданственности и патриотизма посредством хорового пения : разработка программы кружковой работы, планирование, конспекты занятий, разработка дидактических игр и игровых упражнений, подбор консультативного материала для педагогов и родителей.
8) Проведение семинара-практикума по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию (с использованием интерактивных форм обучения).
9) Разработка системы повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования начал гражданственности и патриотизма через вокально-хоровое пение детей старшего дошкольного возраста.
10) Включение выступлений хорового коллектива в утренники и развлечения
в соответствии с годовым планом.
11) Проведение итогового мероприятия с участием хорового коллектива
«Россияночка» в ДОУ с приглашением родителей.
12) Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие
образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров,
публикаций в СМИ.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
создание условий для дальнейшего функционирования детского хорового коллектива;
привлечение родителей к участию в хоровой деятельности, создание совместных номеров, направленных на укрепление духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста, предоставление возможности для выступлений;
участие в конкурсах на всех уровнях (городских, региональных, всероссийских).