Татьяна Журавлева
Сотрудничество дошкольной организации и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Основные подходы сотрудничества ДОО и семьи
В образовательной организации проблемами взаимодействия с семьей занимаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, задачей которых является создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания и многое другое. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольной организации, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольной организации, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единство, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Трудно переоценить в создании такой согласованности роль семьи, ведь семья, как первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.
Публикация «Сотрудничество дошкольной организации и семьи» размещена в разделах
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, овладение культурным наследием страны, привитие ему нравственных норм, традиций народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.
На волне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогического знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогического коллектива дошкольной организации направлены :
• изучение семей детей;
• привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольной организации;
• изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
• осуществление подготовки ребенка к школе.
Содержание, организация и методика сотрудничества дошкольной организации и родителей включает:
1. единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
2. взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка в своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
3. установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
4. взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей, родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
5. изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
6. использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи : ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания, наглядные формы пропаганды;
7. индивидуальные и групповые формы работы с родителями. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;
8. систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;
9. привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОО:
1. Первые контакты между семьями и ДОО :
приглашение родителей с детьми и без них посетить детский сад до начала поступления в детский сад - «День открытых дверей»;
представление родителям письменной информации об учреждении – «Публичный отчет ДОО»;
встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения;
заключение договора между ДОО и родителями.
2. Взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
ознакомление родителей с тем, как занимается их ребенок, с работами ребенка и т. д.
3. Родителям предлагается оказывать помощь в ДОО в качестве организаторов; они могут помочь в разработке предметно-пространственной развивающей среды.
4. Родители могут помогать и участвовать в разных мероприятиях; помогать в повседневной жизни детского сада; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
5. Родители могут принимать участие в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
6. ДОО оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуациях.
Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Для сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Для реализации сотрудничества между родителями и детским садом мы используем не только коллективные и индивидуальные формы деятельности (беседу, задушевный разговор, консультации, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т. д., но и форма познавательной деятельности – это общественные просмотры знаний, умений и навыков; творческие отчеты по направлениям деятельности; Дни открытых дверей и т. д.
Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовые поручения по благоустройству и озеленению территории детского сада и т. п.
Формы досуга – подготовка, проведение праздников, соревнований, конкурсов и т. д.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, анализ детского творчества
Наглядные формы – папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей и детей, выставки книг, оборудования, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и т. д.
План сотрудничества дошкольной организации с семьей
В настоящее время нет такого руководителя, которого не заботил бы авторитет и престиж дошкольной организации. Каждый руководитель хочет, чтобы его детский сад имел свои отличительные особенности.
Каждая дошкольная организация ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Начинается этот путь с проблемно-ориентированного анализа, что позволит повысить уровень родителей и включит большинство их в деятельность образовательного процесса в дошкольной организации.
Проблемно-ориентированный анализ включает:
1. Изучение семей по типу:
По количеству детей - многодетные, малодетные, однодетные и т. д. ;
По составу – полная семья, неполная семья;
По состоянию – благополучная, неблагополучная.
2. Изучение родителей по образовательному уровню:
Среднее образование;
Среднее педагогическое;
Среднее техническое;
Неполное высшее;
Высшее.
3. Изучение родителей по социальному уровню:
Рабочие;
Служащие;
Работники образовательных учреждений;
Инженерно-технические работники;
Военнослужащие;
Безработные.
4. Изучение удовлетворенности родителей работой дошкольной организации.
5. Определение уровня включения родителей в деятельность детского сада:
«наблюдатели» - активно не участвуют в деятельности ДОО, хотя выполняют отдельные поручения;
«заказчики» - принимают участия в обсуждении и разработке социального заказа, миссии ДОО, модели выпускника, программы развития на уровне своих потребностей на образовательные услуги;
«участники» - вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенную влияние на планирование и организацию образовательного процесса.
6. Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.
7. Выявить проблемы родителей в воспитании и обучении детей:
Общение детей с родителями;
Общение детей в семье;
Создание дома среды для развития:
- интеллектуальных способностей;
- творческих способностей;
- самостоятельности;
- игровой деятельности;
Игра с детьми дома;
Обучение и воспитание детей в домашней среде.
Изучив состояние работы детского сада с семьей, выявив типы семей, их образовательный уровень, ожидания и проблемы родителей, выявив недостатки и положительные стороны работы педагогов с родителями составляется перспективный план работы с семьями воспитанников на учебный год, который обсуждается и фиксируется в годовом плане дошкольной организации.