Кузнецова Екатерина
Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Актуальность проекта :
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Использование в работе с дошкольниками освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает большое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Публикация «Проект по социокультурному развитию „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина обоснован принцип работы по данному направлению: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности гражданина России.
В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Проблема: В наше время, в развитие высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
Тип проекта : Творческо-познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь - май.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 6-7лет.
Цель: формирование нравственно-ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной культуры.
Задачи:
• Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
• Способствовать формированию положите5льной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
• Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
• Поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
• Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
• Расширять представление о народно-декоративно прикладном искусстве, отражение в нем природы, народного быта культуры.
• Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
• Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
• Продолжать развивать интерес у старших дошкольников к событиям прошлого и настоящего.
Ожидаемые результаты:
o Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения к истокам русской народной культуры. ;
o Повышение интереса играть в русские народные игры; участвовать в русских народных праздниках
o Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
o Позитивные изменения в речи детей : использование потешек, считалок, загадок;
o Повышение запаса знаний сказок, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
o Повышение интереса у детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
Блоки работы
№ п/п Блоки работы Цель блока Сроки
1. Использование фольклора Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа Середина
Сентября
Октябрь
2. Создание атмосферы национального быта Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять представления о народных промыслах и ремёслах.
Ноябрь
Декабрь
3. Знакомство с народным искусством Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством
Январь
Февраль
4 Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников Повышение интереса к русским народным играм. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.
Март
Апрель
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
o Составление перспективного планирования работы проекта
o Выявление знаний, анкетирование родителей о русской народной культуре
2. Практический этап.
o Создание предметно-развивающей среды : оформление уголка русского быта, русь расписная.
o Встречи за круглым столом с родителями
o Занятия, праздники, выставки для детей и родителей.
3. Заключительный этап.
o Проведение анализа проделанной работы.
o Заключительное Выявление знаний, анкетирование родителей на тему «Приобщение к истокам русской народной культуры».
o Итоговое совместные мероприятия для детей и родителей.
Перспективный план работы с родителями
Проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»
на 2018-2019 уч. год
Месяц Форма работы с родителями Мероприятие
Блок № 1 «Использование фольклора»
Сентябрь Анкетирование родителей (пр. 1) «Фольклор в жизни дошкольника»
Консультация «Роль малых фольклорных форм в познавательном развитии детей».
Посиделки с участием родителей «Живёт в народе песня»
Совместный досуг с родителями «Шутку шутить — людей насмешить» Познакомить с малыми формами фольклора.
Октябрь Оформление папки-передвижки Роль фольклора в развитии детей»
Индивидуальные беседы с родителями. Познакомить с народными приметами и поговорками об осени.
Открытый вечер с родителями «Традициии русских гуляний»
диагностические задания для родителей (пр. 2) «Что мы знаем о фольклоре»
Блок № 2 «Создание атмосферы национального быта»
Ноябрь Анкетирование родителей начальное (пр. 3) «Культура русского народа»
Народный быт в жизни дошкольника»
Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Консультация «О традициях русского чаепития».
индивидуальные беседы с родителями «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Декабрь Открытое занятие с родителями с просмотром презентации «Предметы крестьянского быта: прялка, веретено».
Оформление народного календаря «Приметы, праздники»
Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении к истокам русской национальной культуры»
Оформление книги родителями вместе с детьми. Выражение пословиц в рисунках, наклейках. «Книга народной мудрости»
Блок № 3 «Знакомство с народным искусством»
Январь Анкетирование (пр. 4)
«Народное искусство в жизни Вашей семьи».
Выставка народно-декоративно прикладного искусства по мотивам народного творчества. «Конкурс зимней игрушки».
Мастер-класс
«Веселая мастерская»(роспись тарелок по городецкой росписи-птица)
Оформление папки-передвижки «Приобщение дошкольников к народным промыслам»
Февраль Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников»
Индивидуальные Беседы с родителями «Значение декоративного рисования для ребенка».
Мастер-класс
изготовление из попье-маше расписанные в городецкую и хохломскую росписи. «Веселая мастерская»
Оформление папки-передвижки «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук
Блок № 4 «Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников»
Март Анкетирование (пр. 5)
«Народные праздники в детском саду и дома».
Изготовление Папки – передвижки
«Широкая Масленица
Индивидуальные беседы с родителями «Народные игры в детском саду и дома»
Консультация «Играйте с детьми в народные подвижные игры».
Картотека русских народных игр.
Апрель родительское собрание
«Роль народной игры в воспитании дошкольника»
Изготовление Папки-передвижки
Народный
Праздник «Пасха»
Совместный досуг с родителями Народные игры и праздники» Познакомить с народными играми и праздниками. Прощальное чаепитие.
Анкетирование родителей повторное (см. пр. 3) «Культура русского народа» Народный быт в жизни дошкольника»
Май диагностические задания для родителей
Перспективный план работы с детьми
Проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Месяц Неделя Содержание деятельности
Блок № 1 «Использование фольклора» сентябрь, октябрь
Сентябрь 1 Познакомить с русским фольклором.
Создание альбома «Русские народные инструменты»
2 «Без пословицы не проживешь» Знакомство с понятием «устное народное творчество». Познакомить с пословицами о труде и лени.
3 Свободное рисование по пословицам о труде и лене.
4 Д/и «Закончи пословицу»; Настольно-печатная игра «Сложи пословицу»
Октябрь 1 Беседа с детьми «Фольклор детям». Чтение русских народных потешек.
2 Рассказывание сказки «Смоляной бычок»
3 Инсценировка сказки «Золотое веретено»
4 Конкурс загадок., скороговорок.
Ноябрь Блок № 2 «Создание атмосферы национального быта»
1 Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка-презентация).
2 Чтение р. н. с. «Лиса и кувшин», «Снегурочка»
3 ОД «Быт и культура русского народа» (пр. 7)
4 Рассматривание иллюстраций предметов быта
Декабрь 1 Конкурс загадок о предметах быта.
2 Д/и «Подбери головной убор к сарафану» «Сложи картинку»
3 Беседа русские блюда (чем питались наши предки). чаепитие с детьми
4 Рассказ с детьми о праздновании Нового года на Руси.
Январь Блок № 3 «Знакомство с народным искусством»
1 Беседа с просмотром презентации «Народные промыслы Нижегородской области»
2 Игра «Русские народные промыслы»Уточнение особенностей промыслов (Хохлома, городецкая роспись.)
3 Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
4 ОД «Хохломской узор» (пр. 8)
Февраль 1 ОД «Красота городецких узоров» (пр. 9)
2 Рассказ о народном костюме. Д/и «Одень куклу»
3 Д/и «Укрась кокошник», «Составь узор»
4 Прослушиван русских народных песен
Март Блок № 4 «Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников»
1 Беседа о Масленице. «Праздник широкая масленица»
2 Знакомство с приметами. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»
3 Исполнение русских народных песен
4 Беседа о проведении русских народных игр. Знакомство с играми.
Апрель 1 Подвижные народные игры : Гуси-лебеди»,«Горелки «Краски» «Горшки», «Жмурки»
2 Беседа о подготовке к пасхе. Праздник «Готовимся к Пасхе»
3 Разучивание русских народных хороводов о березе, лете.
4 Праздник «Весна красна»
Май 1 Мониторинг детей и выявление знаний родителей по данной теме.
2 Совместные вечер с детьми и родителями (чаепитие по старой традиции
3 Изготовление альбома совместно с родителями на тему «Традиции русского народа»
4 Итоговое мероприятие с детьми и муз. руководителем «Традиции и обычаи нашего народа»