Чагова Ольга Васильевна
Проект «Юные метеорологи» в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель I квалификационной категории
Чагова Ольга Васильевна
Проект «Юные метеорологи» в ДОО
В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования, педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, которые создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.
Публикация «Проект „Юные метеорологи“ в ДОО» размещена в разделах
Педагоги постоянно пытаются найти формы и средства, которые помогли бы в обучении детей. Одной из таких форм стала проектная деятельность, она помогает в изучении многих тем, в том числе в изучении погодных и природных явлений.
Ребенок не всегда способен самостоятельно отметить перемену погоды.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и за тем, как они воздействуют на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из: определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Этот проект родился в нашей группе не случайно. В этом году наш детский сад работал над темой ранней профориентации дошкольников, а на нашем участке появилась метеостанция. Именно это подтолкнуло нас сделать из наших воспитанников юных метеорологов.
Поэтому целью проекта стало организация познавательной и исследовательской деятельности дошкольников и знакомство с профессией метеоролог.
Эта цель реализовывалась через следующие задачи:
• организация опытно – исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематических наблюдений за погодой средствами игры;
• формирование представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
• ознакомление детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
• обучение детей пользоваться приборами метеостанции;
• знакомство детей с профессией метеоролог.
Для того чтобы уточнить знания детей о метеостанции и профессии метеоролог, я использовала метод трех вопросов.
Работа над проектом строилась по следующим направлениям:
1. Знакомство метеостанцией
Прежде всего, мы с детьми познакомились с метеостанцией, которая расположилась на нашем участке. Рассмотрели приборы, которыми она оснащена.
2. Знакомство с приборами
Знакомство с приборами проходило с разных сторон, поэтапно. Приборы рассматривали и изучали на участке, просматривали видеофильмы, презентации в группе (не только о современных приборах, но и том как эти приборы выглядели много лет назад). В ходе знакомства и обсуждений, мы выясняли принципы работы приборов, учились снимать показания приборов, научились понимать, что эти показания означают!
Мы узнали много интересного о таких приборах как:
• Термометр
• Барометр
• Гигрометр
• Флюгер
• Компас
• Осадкомер
3. Изучение природных явлений
Со всеми погодными явлениями мы старались познакомиться максимально подробно. Я постаралась, чтобы эти явления представлялись для детей не только в виде рассказов и бесед, но и в виде документальных фильмов, презентаций, опытов и экспериментов. Например, мы с детьми провели ряд опытов, для того чтобы явления природы оказались для детей понятными по сути.
Так же мы не забыли и о приметах, которые народ подмечал на протяжении многих лет.
• Паучок плетет сеть целый день — и негде нам найти даже тень.
• Ласточки летают низко — дождик близко, близко, близко.
• Ласточки летают высоко — значит, дождик далеко.
• Дым к верху поднимается — значит, мороз ожидается.
• Дым стелется по земле — будет тепло на дворе.
• Ясное небо — будет морозно.
• Ярко звезды искрятся — мороз ожидается.
Откуда ветер дует?
Наблюдения за ветром были очень увлекательными, мы научились определять не только направление ветра, но и его силу.
Наблюдения за облаками
А вы когда-нибудь задумывались, откуда появляются облака? Какими они бывают? На что похожи? Почему перемещаются по небу? А мы задумались! И всё выяснили. В группе мы посмотрели видеофильмы: «Виды облаков», «Откуда берутся облака». Наблюдая на прогулках за облаками, мы обнаружили, что они бывают самых причудливых форм. В группе, мы поиграли в игру «На что похожи облака?», пофантазировали, с помощью подготовленной презентации. После, дети воплотили свои фантазии на продуктивной деятельности. С помощью клея и ваты они создавали облака различных форм.
Откуда берется дождь?
Это очередная тема, которую мы с детьми рассмотрели в рамках нашего проекта. С помощью наглядного материала, видео материала дети узнали о круговороте воды в природе. О том как важен этот процесс для жизни нашей планеты.
Мы решили, на достигнутом не останавливаться и устроить дождь прямо в группе. Но не переживайте, в ходе эксперимента ни одна группа не пострадала. Совместно с детьми был проведен эксперимент «Дождь в стакане».
Вулкан
Зачастую, в ходе эксперимента, дети сами предлагают темы. Я не могу не поддержать детскую инициативу и внедряю их в проект. Такой темой и стали вулканы. Для детей был подобран видеоматериал. Я нашла очень занимательный эксперимент, который мы реализовали.
А снег идет
С наступлением зимы, у нас непочатый край работы: снегопады, сугробы, сосульки… всё нужно измерить и исследовать.
Есть или не есть? Нам просто необходимо было это выяснить… и мы провели ряд экспериментов. Мы исследовали снег в начале и в конце зимы.
Мы собирали снег на прогулочном участке, рассматривали его через лупу, таяли его. Талую воду, мы пропустили через фильтры, сделанные своими руками.
Экспериментальным путем было установлено, что снег только кажется белым и чистым, а на самом деле содержит много мельчайших частиц грязи. К концу зимы, снег становится совсем грязным.
4. Знакомство с профессией метеоролог
Мы с детьми учились фиксировать наблюдения в дневнике погоды, учится по приметам прогнозироваться погоду.
В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.