Татьяна Клименко
Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога :
1. Тип семьи.
2. Задачи, направления деятельности.
3. Технологии.
4. Прогнозируемый результат.
5. Итоговый результат.
1. Тип семьи
• полная (неполная)
• многодетная (братья, сестры)
• социально - благополучная (социально – неблагополучная)
Отношение к ребёнку в семье (тип семейного воспитания)
• демократичное;
• либеральное (чрезмерное заласкивание);
Публикация «Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
• авторитарное (излишняя строгость).
• гипоопека и безнадзорность;
• гиперопека (мелочный контроль);
• по типу «золушки» (в условиях повышенной требовательности и строгости);
• по типу «кумира семьи» (при постоянном восхищении и переоценке ребенка)
• правильное воспитание в условиях, способствующих всестороннему развитию ребёнка.
Речевая среда
• благоприятная: речевых отклонений среди членов семьи нет;
• недостаточно благоприятная;
• неблагоприятная:
Психологический климат, особенности взаимоотношений членов семьи
• благоприятный;
• недостаточно благоприятный;
• неблагоприятный, имеют место частые конфликты в семье ( реакция на них: ребёнок замыкается, становится агрессивным, обидчивым, плаксивым, т. д.).
Социальное развитие :
ребенок активен, легко идет на контакт со сверстниками, знакомыми и незнакомыми сверстниками.
Стиль общения ребенка с окружающими:
• Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту);
• Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
• Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
• Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре не многословен).
Взаимоотношения воспитанника с педагогами
• доверительные,
• идет на контакт
• избегает общения
• агрессивно настроен
• другое (указать) не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
• Спокойный (беспокойный (оживлённый);
• Уравновешенный (импульсивный, легко возбудимый);
• Шумный (тихий, робкий пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерно стремление к одиночеству);
• Капризный, раздражительный;
• Уверенный (неуверенный);
• Расслабленный (напряжённый, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый);
• Неконфликтный (конфликтный (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки, с негативным отношением к просьбам и требованиям;
• Доминирующий (подчиняющийся, легко подчиняющийся,
• Независимый (зависимый);
• Деятельный (бездеятельный);
• Активный (пассивный,
• Решительный (нерешительный);
• Самостоятельный (несамостоятельный);
• Впечатлительный, с повышенной утомляемостью, со сниженной волевой активностью;
• Добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный, упрямый.
• Аккуратный, бережливый, неряшливый.
Программный материал усвоен:
• на высоком уровне,
• на среднем уровне,
• на низком уровне, на критическом уровне.
Психо - педагогические показатели ребёнка
• соответствуют возрасту;
• имеются признаки несоответствия возрасту;
• выраженное несоответствие возрасту.
Наибольшие трудности и беспокойство вызывает:
• неумение поддерживать игру,
• желание быть в одиночестве,
• плаксивость,
• малоконтактность с взрослыми (детьми,
• конфликтность;
• трудности при засыпании и беспокойство сна.
2. Задачи, направления, функции социально-педагогической работы :
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребё нка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
• осуществление и защита прав ребёнка;
• жизнеобеспечение ребёнка;
• социологические исследования в окружающем социуме;
• представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;
• координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;
• проведение социально-культурных мероприятий.
• Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.
Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению,
ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся
от собственной.
Обеспечение социальных гарантий :
• выявление и адаптация детей из неблагополучных и социально - незащищенных семей к современным условиям;
• объединение социально - педагогических и правовых мер в единую систему социальной поддержки;
• формирование гражданско-правовой компетенции.
Защита прав ребенка:
• распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
• отслеживание социального статуса воспитанников;
• организация дополнительного образования;
• участие в работе школьной медико-педагогической комиссии и мини-консилиумов специалистов функциональных служб;
• организация социального сопровождения процесса обучения и воспитания.
Работа с семьей :
• по вопросам проблемных ситуаций - привлечение родителей к организации и проведению социально - изучение условий жизни;
• определение доминирующего фактора дисфункции семьи;
• индивидуальное консультирование родителей педагогических мероприятий;
• профилактические мероприятия.
3. Технологии работы, с родителями
• Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек
• Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий
• Организация консультаций специалистов по желанию родителей и по решению координационного совета
• Организация лектория и индивидуальных консультаций
• Диагностика и включение в опытно -экспериментальную работу МОУ
• Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении
• Диагностика и включение в опытно-Экспериментальную работу ДОУ
• Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении
3. а. Технологии работы с детьми.
• Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях;
• Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы;
• Определение задач по развитию каждого воспитанника;
• Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних;
• Определение влияния системы дополнительного образования на развитие личности ребенка;
• Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка;
• Определение влияния системы дополнительного развитие личности ребенка;
• Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка.
Основные формы взаимодействия с семьей.
• Знакомство с семьей : встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей;
• Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников : индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте;
• Образование родителей (законных представителей) : организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение тренингов, бесед и т. д.);
• Совместная деятельность;
• Создание плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
• Сопровождение и поддержание семьи в реализации воспитательных воздействий; знакомство родителей (законных представителей) с Конвенцией о защите прав детей; обозначить позицию МБДОУ, как защитника прав воспитанников.
4. Прогнозируемый результат
• Успешная социализация воспитанников ДОУ;
• Гражданское самосознание и общественная позиция родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ;
• Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов ДОУ.
• Ведущие цели взаимодействия детского сада в лице социального педагога с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально -благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в области соблюдения прав детей.
5. Итоговый результат, заключение.