Федорова Ирина
Проект по социально-коммуникативному развитию детей «Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Все профессии важны
Тип проекта : социально-коммуникативный, познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
База для реализации проекта : средняя группа.
Участники проекта : педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Публикация «Проект по социально-коммуникативному развитию детей „Профессии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сроки реализации проекта : 3 недели.
Проблема:
1. Недостаточность знаний у детей об особенностях профессий.
2. Низкий словарный запас у детей по данной теме.
3. Незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии.
Программное содержание:
1. Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
2. Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
3. Формировать позитивное отношение к разным видам труда и творчества.
4. Продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.
5. Формировать интерес к профессиям родителей.
6. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях.
7. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
8. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
9. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала.
10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
11. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Актуальность проекта : каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.
Цель проекта : воспитание устойчивого положительного отношения к труду. Повышение интереса к тем, кто трудится в детском саду. Расширение и обогащение знаний детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию представлений у детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.
3. Содействовать развитию активного словаря детей.
4. Побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Содействовать развитию образного и пространственного мышления, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
6. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада.
7. Способствовать формированию нравственных ценностей.
8. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
9. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
10. Создать условия для расширения у детей представлений о профессиях.
Этапы реализации проекта :
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
План реализации проекта на организационном этапе:
Сроки: 1 неделя (понедельник-пятница)
С воспитанниками:
1. Беседа на тему «Все профессии нужны, все профессии важны».
2. Загадки по теме «Труд» (см. приложение)
3. Дидактическая игра «Угадай, кем работает».
4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Парикмахерская».
С родителями (законными представителями) :
1. Нацеливание родителей на беседы о профессиях вообще и профессиях родителей и родных с детьми дома.
2. Рекомендации в привлечении детей к посильному труду, давать трудовые поручения.
II. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
План реализации проекта на основном этапе :
Сроки: 1 неделя
С воспитанниками:
Понедельник:
1. Беседа с детьми «Кем работают родители?»
2. Наблюдение за работой младшего воспитателя.
3. Выполнение трудовых поручений взрослых.
Вторник:
1. Беседа на тему «Для чего нужен труд?»
2. Игра на внимание (см. приложение).
3. Выполнение трудовых поручений взрослых.
Среда:
1. Беседа на тему «Зачем надо помогать друг другу?»
2. Игра с крупным строительным материалом «Строю дом».
3. Выполнение трудовых поручений взрослых.
Четверг:
1. Занятие по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Все профессии важны».
2. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.
3. Выполнение трудовых поручений взрослых.
Пятница:
1. Экскурсия в медицинский кабинет. Знакомство с профессией медицинской сестры детского сада.
2. Беседа на тему «Профессии».
3. Выполнение трудовых поручений взрослых.
Работа с родителями
(законными представителями) :
Понедельник – пятница
1. Помощь в пополнении атрибутов сюжетно-ролевых игр.
2. Изготовление альбома «Профессии наших родителей».
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта на заключительном этапе:
Сроки: 1 неделя
С воспитанниками:
Понедельник – пятница
1. Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?»
2. Закрепление знаний у детей о профессиях.
С родителями (законными представителями) :
Понедельник – пятница
1. Консультации для родителей «Мир профессии».
2. Анкета для родителей «Дошкольник и профессия». (см. приложение)
Практическая часть
НООД по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
«Все профессии важны»
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с разными профессиями; активизировать в речи глагольный словарь; закрепить знания родовых понятий.
Развивающие задачи : развивать конструктивные способности, мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать понимание общественной важности каждой профессии, уважительное отношение к труду взрослых.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: С. Баруздин «Кто построил этот дом?», М. Ильина, Е. Сегал «Машины на нашей улице»; разучивание подвижных игр «Летчики», «Водители»; настольные игры «Кому что нужно для работы?»; с/ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и другие; наблюдения за трудом взрослых; беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»; пальчиковые игры; словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие : использовались упражнения на выделение признаков предмета, на выделение количественных характеристик множеств объектов, на формирование приемов умственных действий (обобщения, анализа, синтеза, на развитие психических процессов (мышления, внимания, восприятия).
Социально-коммуникативное развитие : развитие коммуникативных навыков, игровой деятельности детей, умения перевоплощаться при выполнении имитационных движений, формирование понятий о членах семьи; закрепить знания родовых понятий, развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми в играх, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Речевое развитие : активизировать в речи глагольный словарь.
Физическое развитие : пальчиковая гимнастика «Дом», физминутка «Самолет», динамическая пауза «Автобус».
Художественно-эстетическое развитие : динамическая пауза под песню «Автобус».
Оборудование и материалы: матрешка, картинки с изображением игрушек, одежды, мебели, посуды, продуктов питания, набор счётных палочек для каждого воспитанника, фонограмма песни «Автобус».
Ход НООД
Педагог: Ребята, скажите, куда ходят каждый день ваши родители?
Воспитанники: На работу.
П. : - Для чего люди ходят на работу? (дети отвечают).
П. : - А все ли вы знаете, где работают ваши родители? (опрос). Молодцы, вы хорошо уже знаете, где работают ваши родители. Я вам, ребята, предлагаю совершить путешествие в страну профессий. Но мы сначала для разминки поиграем в игру «Кто что делает?» Я буду называть профессию, а вы указываете, что делает человек этой профессии.
Словесная игра: врач – лечит, учитель – учит, продавец – продает, строитель – строит, художник – рисует, швея – шьет, писатель – пишет, повар – готовит, парикмахер – стрижет.
Сюрпризный момент
П. : Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Конечно же, это наша давняя знакомая Матрешка. Послушайте, что у неё случилось:
Матрешка: У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
П. : Ребята, Матрешка не знает, кем ей стать. Давайте поможем ей, познакомим с разными профессиями.
П. : Начнем свое знакомство с сотрудников магазина. Кто работает в магазине?
В. : Продавцы.
П. : Ребята, назовите предметы, которые стоят на прилавке (показ картинки).
В. : Мишка, машинка, юла, мяч, кукла, уточка, зайка, кубик, вертолет, паровоз, барабан, неваляшка.
П. : Что делают с этими предметами?
В. : Играют.
П. : Как можно назвать эти предметы одним словом?
В. : Игрушки.
П. : Значит, мы с вами находимся в каком магазине?
В. : В магазине игрушек.
П. : Какие еще магазины вы знаете? (показ картинок).
В. : Магазин посуды, одежды, мебельный магазин, продуктовый, книжный магазин.
Матрешка: Продавцом быть хорошо, а строителем лучше.
Я б в строители пошла, пусть меня научат.
П. : Ребята, что делают строители?
В. : Строители строят дома, детские сады, школы.
П. : А вы бы хотели стать строителями?
В. : Да.
П. : Тогда я приглашаю вас стать строителями и построить дом.
П. : Перед тем, как начать строить дом, нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитанникам предлагается построить разные дома из счетных палочек. Педагог напоминает, что дома бывают разные: высокие и низкие, широкие и узкие.
Матрешка: Строителем быть хорошо, а летчиком лучше.
Я бы в летчики пошла, пусть меня научат.
П. : Ребята, чем управляют летчики?
В. : Самолетом.
П. : Заводите моторы самолетов.
Физминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт!
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд!
Раз, два, три, четыре, полетел наш самолёт!
Матрешка: А я мечтаю стать художником. А кто-нибудь из вас хочет быть художником? (опрос). Чем занимается художник?
Матрешка: Летчиком быть хорошо, а водителем лучше.
Я б в водители пошла, пусть меня научат.
П. : Ребята, а водитель что делает?
В. : Водитель водит машины, автобусы.
П. : Сейчас мы с вами поедем на автобусе. Но в автобусе что нужно покупать?
В. : Билеты.
П. : Кто продает билеты?
В. : Кондуктор.
П. : Я буду кондуктором. И сегодня в нашем автобусе проезд бесплатный!
П. : Уважаемые пассажиры, все на своих местах? Ну что, отправляемся в путь! (движения детей соответствуют словам песни).
Динамическая минутка (звучит фонограмма песни «Автобус»).
П. : Уважаемые пассажиры, остановка «Детский сад»!
В. выходят из «автобуса».
П. : Кем мы сегодня были с вами?
В. : Водителями, строителями, летчиками,
П. : А я была продавцом, кондуктором.
Матрешка: Спасибо, ребята, я так много сегодня узнала о профессиях, но пока еще не решила, кем стану.
П. : Матрешка, у тебя и у ребят еще есть много времени подумать, кем стать. Но какую бы профессию вы ни выбрали, знайте, что все профессии нужны, все профессии важны!
Приложение:
Консультация для родителей
Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они само реализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.
Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Как рассказать детям о профессиях. Советы
Например, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.
Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.
Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.
Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие методисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.
Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.
Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В садиках обычно есть игрушечные кухни, магазины, парикмахерские. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями занятий.
Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.
Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.
Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает дальнейшей социализации личности, найти свое место в обществе.
В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается. Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления. Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры. Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий. С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться. Как познакомить ребенка с профессиями? Походы на рабочие места и экскурсии. Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т. д. Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.
Чтение книг
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях : «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или, когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение : игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения, так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Мультфильмы и специальные видеоролики
Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Дидактический материал: детям о профессиях. Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.
Как следует знакомить ребенка с профессиями
Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема, что за чем следует делать:
1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.
Обучайте малышей играя!
Игра на внимание
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет. (трубочист).
Булки нам и калачи
Каждый день пекут. (пекари).
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый. (повар).
Арий, опер сочинитель
Называется. (композитор).
На заводах по три смены
У станков стоят. (рабочие).
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой. (учителя).
Посадил уж сотни роз
В городском саду. (садовник).
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш. (укротитель).
Кто пасет коров, овец?
Ну, конечно,. (пастух).
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный,. (учитель).
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно,. (дворник).
Ходят по клеточкам конь и ладья —
Ход свой победный готовит. (шахматист).
Складки, карманы и ровненький кант —
Платье красивое сшил. (портной).
Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный. (гимнаст).
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправился утром. (лесник)