валентина петровна яушкина
Проект по сказкотерапии «Играем в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №42»
«Играем в сказку»
Подготовила :Яушкина. В. П.
Саранск 2024.
Тема проекта : ««Играем в сказку»
Автор проекта : воспитатель МАДОУ «Детский сад №42»Яушкина В. П.
Участники проекта : воспитанники группы №3 ,педагоги, дети,младший воспитатель,родители.
Публикация «Проект по сказкотерапии „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
База исследования проекта : МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42»
Сроки реализации: учебный год.
Тип проекта : Информационно-познавательный, игровой.
Вид проекта : Информационно – творческий.
Краткое содержание проекта : Целью данного проекта направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам.
Данный проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста в возрасте от 3 до 4 лет и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступает сказка как таковая. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Предметом деятельности является процесс поиска новых форм и решений в воспитании у детей нравственных качеств.
Таким образом, данный проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – воспитание нравственных качеств на основе русских народных сказок.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Например, взять такие мультфильмы как: «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и многие другие мультипликационные сериалы, то мы видим, что кого-то маленького и беззащитного преследует нечто подавляюще сильное и страшное, угрожая его покалечить. Разумеется, того кого обижают, постоянно спасается бегством от своего врага. И, хотя, маленький и беззащитный герой всегда побеждает, а злой и сильный персонаж терпит поражение, дети под воздействием таких образов и примеров часто нарушают установленные нормы общества. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Все это и натолкнуло меня на создание долгосрочного проекта. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Новизна проекта.
Представленный проект отражает творческие подходы к решению данной проблемы,представляет целенаправленную спланированную работу всего коллектива образовательного учрежденную спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Гипотеза проекта :
- Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста и если приобщать детей к ней, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы в формировании у ребят нравственных качеств. Так же повысит компетентность педагогов и родителей в данном вопросе.
Цель проекта
Развивать у детей через сказки творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь
Создание условий для активизации познавательно-речевой активности детей.
Задачи проекта.
Образовательные :
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- познакомить с произведениями русского народного творчества (сказками);
Развивающие:
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать отзывчивость,внимание к людям,терпимость,взаимопомощь.
Воспитательные : - воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально –коммуникативное развитие»
- раскрывать творческий потенциал детей, вовлекать их в различные виды деятельности;
- вызвать у детей желание создавать яркий образ персонажа, совершенствовать артистические навыки;
- прививать интерес к различным видам творческой деятельности (сочинение сказок, изображение героев, создание реквизита, участие в театральных постановках);
- поощрять импровизацию, учить преодолевать застенчивость;
- формировать понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного, вызвать стремление быть отзывчивым;
ОО «Познавательное развитие»
- развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание);
- познакомить с многообразием сказок, с различными видами театров;
- формировать основы театральной культуры;
- закреплять навыки счета;
ОО «Речевое развитие»
- совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- совершенствовать артистические навыки и исполнительские умения детей в процессе воплощения образа;
ОО «Физическое развитие»,
- формировать двигательную активность, элементы художественно-образных выразительных средств мимики и пантомимики;
- учить детей имитировать характерные движения персонажей.
«Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» .
Предварительная работа :
Подбор методической и художественной литературы,изготовление наглядного материала, презентации по темам.
Методы и приемы реализации проекта
-метод обследования,наглядности ;
-словесный (обьяснение,беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворенний);
- практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
-мотивационный (убеждение,поощрение)
- практический (рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.
Проект построен на основе методических принципов :
- учет возрастных особенностей детей ;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта :
- Игрушки (герои сказки)
- иллюстративный материал к русским народным сказкам
- картинки с изображением русских народных сказок,
- детские книги разных форматов
- ноутбук
- слайды
- костюмы
- шапочки
- маски героев сказки
-атрибуты к сказкам
Ожидаемые результаты проекта
- развить устойчивый интерес детей к сказкам;
- приобщить детей к художественному слову сказки;
- развить эмоциональную отзывчивость на сказки;
- сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;
- развить устную речь;
- дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;
- воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.
Поэтапный план реализации проекта :
Этапы реализации проекта
Этапы 1 Организационный
Изучение методической,научно – популярной,художественной литературы.
Дидактическое и методическое оснащение проекта.
Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта ; анкетирование родителей.
Этап 2 практический.
Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.
Этап 3 Обобщающий
- соотнесение результатов с поставленными целями,задачами;
- обобщение и распространение опыта работы на педагогических сайтах ;
Рекомендации родителями.
Занятия Тема Цель
1-4 неделя 1.«Цветок» релаксационное упражнение 2. Игры с песком 3.«Обнималки» (телесная терапия) Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения
1 – 4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчикпальчик» 2. Чтение сказки : «Как Зайчик пошёл в детский сад» 3. Игры с песком, сказки в песочнице 4.«Обнималки» (телесная
терапия). Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
1 – 4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Осень» 2. Чтение сказки : «Лесной детский сад» 3.«Обнималки» (телесная терапия) 4. Песочные сказки, песочные шарики. Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Пополнение словаря, активизация речи
1 – 4 неделя. 1. Пальчиковая гимнастика: «Пошли пальчики гулять» 2. Сказка о детской кроватке 3.«Обнималки» (телесная терапия) 4. Песочные шарики, сказки. Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: приучать детей спать в детском саду. Активизация словаря, активизация речи
1 – 2 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Зайчик» 2. Чтение сказки : «Зайчик в детском саду» Разучивание потешки: «Зайка серенький сидит» 3.«Обнималки» (телесная терапия) 4. Сочиняем песочные сказки. Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: вызывать позитивный настрой на посещение детского сада. Развивать речевую активность у детей.
3 – 4 неделя Разучивание песенки: «Ручки мыть нужно каждый день» 2. Чтение сказки : «Мокрая Фея» 3.«Обнималки» (телесная терапия) 4. Рассказываем песочную сказку друзьям. Цель: учить детей правильно мыть руки перед едой и после еды. Цель: закрепление гигиенических процедур. Позитивные эмоции, активизация речевой деятельности.
1 – 2 неделя 1. Колыбельная песенка: «Баю–бай» 2. Чтение сказки : «Почему Серёжа не боится засыпать сам» 3.«Обнималки» (телесная
Терапия
Цель: учить детей слушать песенку и засыпать под неё. Цель: учить самостоятельно засыпать, бороться со стрессовой ситуацией.
3 – 4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика: «Ладушки – ладушки» 2. Сказка «Обещание» 3.«Обнималки» (телесная терапия) 4. Арт-терапия: рисуем любимую сказку на бумаге и песке
Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: учить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности. Развивать творческие способности.
1 – 2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика: «Цветочки» 2. Сказка «О солнышке» 3.«Обнималки» (телесная
терапия).
Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: формировать у детей нравственное воспитание с помощью сказки
3 – 4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «На полянке дом стоит» 2. Пальчиковый театр: «Теремок» 3.«Обнималки» (телесная
терапия).
Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: воспитывать доброе отношение к.
окружающим.
1 – 2 неделя. 1. Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик дедушка» 2. Настольный театр: «Репка» 3. Конструируем репку из песочных шариков. Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: воспитывать желание коллективно трудиться. Развивать фантазию и творчество.
3 – 4 неделя 1. Разучивание песенки: «Вышла курочка гулять» 2. Показ сказки на фланелеграфе : «Курочка ряба» Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Цель: приближать малышей к сюжетно-ролевым играм. Учить активно усваивать ролевые отношения.
1 – 2 неделя 1. Разучивание потешки: «Катя-Катя маленька, Катенька удаленька» 2. Сказка : «О том, как кукла Катя одевается после сна» Цель: учить детей повторять за воспитателем слова потешки, развивать память и речь. Цель: Привитие детям игрового опыта. Усвоение ряда последовательных действий с одной игрушкой.
3 – 4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика: «Вырос высокий цветок на полянке» 2. Чтение сказки : «Цыплёнок» Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Цель: учить различать людей и животных по существенным признакам.
Выводы: проект должен стать мощным импульсом к развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Ведь с помощью сказки, ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с : другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Использованная литература :
1) Шорохова О. А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М. :ТЦ Сфера, 2008.; 2) Микляева Н. В. ,Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М. :ТЦ Сфера, 2010.; 3) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. - С. 14-115. 4)Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с. 5) Громова О. «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации»,- «Карапуз», 2016.6. Интернет ис