Наталья Савельева
Проект «Расскажи мне сказку» для детей 2–3 лет
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: три недели (12.04.21. – 30.04.21.).
Объект проекта: совместная деятельность воспитателя, детей и родителей (законных представителей).
Предмет проекта: процесс воспитания и развития.
Участники проекта: дети 2 - 3 лет, воспитатели группы, родители.
Актуальность данного проекта:
С младенчества мамы поют детям колыбельные песни, рассказывают и читают народные сказки. Дети с раннего возраста знакомятся с древнейшим жанром устного народного творчества, с народным фольклором.
Публикация «Проект „Расскажи мне сказку“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
В наше время крайне важной задачей является развитие личности ребенка и освоение им духовного богатства своего народа, его культурного и исторического наследия. Народные сказки – это очень доступный и простой материал для приобщения детей к пониманию добра и зла, справедливости, дружеских отношений, помощи ближнему, умению делиться и приходить на помощь. Дети все это узнают через сказочных персонажей, учатся подражать положительным героям или наоборот, примеряя на себя отрицательную роль, отказываются «быть плохими».
Сказки, а именно их пересказ, инсценирование являются замечательным средством для развития речи младших дошкольников, пополнению и обогащению словарного запаса. Персонажи сказок, которые не редко переходят из сказки в сказку, очень близко знакомы детям, по своему характеру и поступкам. Сравнение сказочных образов позволяет активизировать речевую активность детей.
Актуальность данной темы именно в приобщении детей к русскому народному творчеству и в развитии речевой активности через добрую русскую сказку.
Цели проекта:
Осуществить взаимодействие ДОУ и родителей (законных представителей);
Повысить компетентность родителей по вопросам развития речи детей младшего дошкольного возраста;
Расширить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
Задачи проекта:
• Создать условия для совместной работы ДОУ и семей воспитанников;
• Создать условия для активного использования сказок (сюжет, персонажи) во всех видах деятельности детей дома и в саду;
• Развивать и поощрять совместное творчество родителей и детей;
• Стимулировать познавательную и речевую активность детей;
• Формировать умение инсценировать сказки, показывать сказки (эпизоды) с помощью различных видов настольного театра;
• Воспитывать дружеские и доброжелательные отношения;
• Воспитывать умение слушать, рассуждать, формулировать свои мысли, вступать в диалог.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
- проявление интереса к прочтению, инсценированию сказок;
- проявление творческих способностей в продуктивной деятельности;
- повышение речевой активности и эмоционального отклика на прочитанный или рассказанный текст сказки;
- приобретение умения решать проблемные ситуации по сюжету сказки.
Родители:
- активное сотрудничество с педагогами ДОУ;
- повышение интереса к развитию речи и творческих способностей детей;
- повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей через устное народное творчество.
Педагог ДОУ:
- повышение собственных знаний, применение на практике;
- совместная деятельность с родителями воспитанников по созданию и улучшению развивающей среды в группе.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный.
• Подбор наглядного материала;
• Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
• Подбор иллюстраций, предметных картинок, книг, плакатов;
• Подбор художественной литературы соответственно возрасту (рассказы, сказки, стихи);
• Пополнение предметно-развивающей среды в группе и литературного центра (игры, художественная литература, сюжетные картины, плакаты, карточки);
• Создание картотеки мнемотаблиц «Любимые сказки»;
• Ознакомление родителей с проектом;
• Консультации и наглядная информация для родителей, памятка, оформление выставки книг «Читайте детям».
II. Основной.
1. Чтение сказок:
- «Колобок»;
- «Репка»;
- «Курочка ряба»;
- «Заюшкина избушка»;
- «Теремок»;
- «Три медведя» («Маша и медведи»);
- «Три поросенка»;
- «Волк и семеро козлят».
2. Беседы, рассказы, рассматривание картин, иллюстраций, плакатов и предметных картинок:
- «Сказочные персонажи»;
- «Мои любимые сказки»;
- «Как вылечить книжку?»;
- «Мои друзья из сказки»;
- «Мой любимый персонаж»;
- «Хочу быть похожим на …»;
- «Хитрая лиса».
3. Инсценирование сказок:
- «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
4. Настольный, перчаточный и магнитный театр по всем прочитанным сказкам.
5. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам в домашних условиях.
6. Продуктивная деятельность:
- Рисование в раскрасках «Сказочные герои»;
- Рисование: «Катится колобок», «Шуба для медведя», «Репка».
- Конструирование: «Домик для зверят», «Дорожки», «Мебель для трех медведей»;
- Лепка: «Колобок», «Мостик».
7. Сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «В театре», «Поможем колобку», «Помощники».
8. Подвижные игры: «Лиса и зайки», «У медведя во бору», «С собачкой», «Курочка и цыплята», «Попади в цель», «Воробушки и кот».
9. Дидактические игры: «Из какой сказки персонаж?», «Чего не стало?», «Найди пару», «Что лишнее?», «Картинки-половинки», «Разложи правильно», «Сказочные пазлы», «Чудесный мешочек», «Угадай сказку», «Хорошо и плохо».
10. Речевые игры: «Повтори за мной», «Звукоподражайка», «Тихо - громко», «Расскажи по картинкам», мнемотаблицы «Любимые сказки».
11. Игровые проблемные ситуации: «Как помочь Зайке», «Случилась беда, что делать?», «Пропал герой из сказки».
Работа с родителями:
1. Наглядная информация: «Ребенку нужна сказка», «Детям читаем – связь укрепляем!».
2. Папка-передвижка: «Ребенок и книга».
3. Памятка: «Расскажи мне сказку».
4. Консультации: «Значение сказки для детей», «Совместное чтение – хорошая привычка».
5. Выставка книг: «Читайте детям!».
6. Подбор и подготовка информационного и наглядного материала, пополнение развивающей среды группы.
7. Изготовление реквизита для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
8. Участие в выставке работ (рисунки, поделки) для семей воспитанников «Расскажи мне сказку».
III. Заключительный.
1. Анализ полученных результатов, обобщение опыта.
2. Оформление выставки рисунков, рисунков-раскрасок, работ по лепке для других групп детского сада и родителей.
3. Итоговое мероприятие: выставка совместных работ детей и родителей «Расскажи мне сказку».
4. Создание альбома рисунков.
Вывод: Родители приняли активное участие в реализации проекта, приобрели знания о влиянии художественной литературы (сказок) на речевое развитие детей и познавательную активность. Повысился уровень заинтересованности родителей в жизни детского сада. У детей возросла речевая активность, и повысился интерес к совместным играм, окрепли дружеские отношения. Так же у детей проявляется повышенный интерес к продуктивной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М. : Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», - Спб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.
3. «Рабочая программа педагога группы раннего возраста 2 – 3 года разработанная на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.
4. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб. : Детство - Пресс, 2016. 224 с.
5. Печора К. Л. «Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М. : Карапуз-Дидактика, 2012. 144 с.
7. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс», 2011. 96 с.
8. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
9. Алябьева Е. А. Читаем детям 3 -7 лет. М., 2009.
10. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2 -3 лет. М., 2010.
11. Журнал «Воспитатель ДОУ», № 10/2012 (64). (Статьи: «Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста в ДОУ» Коротаева Е. В., «Литературное образование в дошкольном возрасте» Данилова И. В.).