Татьяна Михайлова
Проект по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности».
Пояснительная записка.
«Театрализация – это волшебный мир, в котором
ребёнок радуется, играя, а играя, познает
окружающее.»
О. П. Радынова.
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь.
Публикация «Проект по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Творчество – это когда ищешь, изображаешь нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является источником развития безграничного творчества, чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Цель: развитие творческих способностей воспитанников средствами театральной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности воспитанников, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки воспитанников в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у воспитанников простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
6. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Пути реализации:
С родителями и педагогами:
Через:
- Консультации, беседы, анкетирование;
- Родительские собрания, круглые столы, КВНы;
- Театральные представления, деловые игры, тренинги.
С воспитанниками:
Через:
- Занятия;
- Театрализованные представления, игры.
Срок реализации проекта: 4 года (2012г. – 2016г.).
Ожидаемый результат.
Воспитанники должны уметь:
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов;
- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.);
- изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов;
- перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль;
- принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители).
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
Цель: Подготовить основные направления в работе.
Задачи: Подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы.
2. Организационный этап.
Цель: Составить программу работы с воспитанниками.
Задачи: Организовать нетрадиционную работу по данной теме.
3. Аналитический этап.
Цель: Систематизировать методический материал.
Задачи: Качественная обработка промежуточных итогов работы.
4. Заключительный этап.
Цель: Обобщение полученного опыта.
Задачи: Предоставить опыт по итогам работы.
Перспективное планирование на 2012 – 2013 г. для воспитанников первой младшей группы.
1 «Цыплята на прогулке».
«Цветочки на лужайке». сентябрь
2 «Заинька серенький».
«Игра с колобком». октябрь
3 «Мы варили суп».
«Кто как кричит?». ноябрь
4 «Снежинки танцуют».
«Белый хвостик». декабрь
5 «Обогреем снегиря».
«Вечером». январь
6 «На горке».
«Смело руль крути». февраль
7 «Мама лишь одна бывает».
«Игры с Петрушкой». март
8 «Распускайтесь, деревца!».
«Птенчик». апрель
9 «Березонька растет».
Сказка «Ветерок и тучка».
В гостях у сказки «теремок» май
Перспективное планирование на 2013 – 2014 г. для воспитанников второй младшей группы.
1 «Давайте познакомимся».
«Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое». Сентябрь
2 «Забыла девочка котёнка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».
«Каждому хочется котёнку помочь» Октябрь
3 «Жёлтый маленький комочек, любопытный очень-очень».
«Быстро времечко пройдёт, и Цыплёнок подрастёт». Ноябрь
4 «Потеряли котятки по дороге перчатки».
«Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!». Декабрь
5 «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали».
«Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой». Январь
6 «Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться».
«Как собака друга искала». Февраль
7 «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один».
«Каждый хочет заиньке помочь». Март
8 «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!».
«Лиса, заяц и петух». Апрель
9 «Кто в теремочке живёт»
«Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок» Май
Перспективное планирование на 2014 – 2015 г. для воспитанников средней группы.
1 «Вводное».
«Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я». Сентябрь
2 «Колобок наш удалой».
«Колобок не тот, а другой» Октябрь
3 «Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».
«Очень жить на свете туго без подруги или друга». Ноябрь
4 «Лучшие друзья».
«Как лисица ни старалась, всё ж ей утка не попалась». Декабрь
5 «Как утка лису вылечила».
«Игровой урок». Январь
6 «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей».
«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?». Февраль
7 «Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть».
«Сказка о невоспитанном мышонке». Март
8 «Вот так яблоко!».
«Мишка всех помирил, уму – разуму научил». Апрель
9 «Сильный дождик припустил, муравьишку измочил» «Вот так гриб – великан, всем хватило место там!» Май
Перспективное планирование на 2015 – 2016 г. для воспитанников старшей группы.
1 «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать».
«Попробуем измениться». Сентябрь
2 «Одну простую сказку хотим мы показать».
«Постучимся в теремок» Октябрь
3 «Косолапый приходил, теремочек развалил».
«Учимся говорить по - разному». Ноябрь
4 «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять».
«Весёлые стихи читаем и слово – рифму добавляем».Декабрь
5 «Рассказываем про любимые игры и сказки».
«Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Январь
6 «Наши эмоции».
«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья». Февраль
7 «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».
«Когда страшно, видится то, чего нет». Март
8 «У страха глаза велики».
«Если с другом ты поссорился…». Апрель
9 «Как поссорились Солнце и Луна»
«Викторина – мы любим сказки» Май
Работа с родителями.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование «Театр и дети» сентябрь
2. Консультация – Театрализованные игры. Что это? октябрь
3. Памятка «Театрализованная деятельность в детском саду» декабрь
4. Конкурс рисунков «Сказочная страна» январь
5. Консультация «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» март
6. Фотовыставка «Мама, папа, я и сказка» апрель
7. Родительское собрание «Театр – наш друг и помощник». май
Работа с педагогами.
Формы работы с педагогами
1. Консультация «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности» сентябрь
2. КВН «Театр- дело серьёзное» ноябрь
3. Просмотр открытых НОД других педагогов с углублёнными знаниями по театрализованной деятельности. январь
4. Смотр – конкурс театральных уголков март
5. Мастер – класс «Кукольный театр на деревянных лопатках своими руками. май
Мониторинг
Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.