Валентина Бурнашова
Проект по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по самообразованию «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры»
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.
На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребенка в своей практической деятельности.
Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.
Цель:
Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
2. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
3. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
4. Активизировать деятельность педагогов в вопросах развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития музыкальности дошкольников.
Пути реализации задач:
1. Совершенствование музыкальных способностей детей.
Работа с воспитанниками организуется через следующие формы работы:
• НОД (музыкальные занятия);
• самостоятельная музыкальная деятельность детей;
• музыка в повседневной жизни и на праздниках.
2. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей.
3. Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей.
4. Организация предметной развивающей среды.
Этапы проекта:
I НАЧАЛЬНЫЙ
Определение цели, постановки задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.
II ПРОДУКТИВНЫЙ
Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.
III РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
Проведение сравнительного диагностического исследования уровня музыкальных способностей воспитанников. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
IV ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для педагогов по теме проекта.
План работы.
Работа с воспитанниками
Музыкальные способности
Ладовое чувство
Задачи:
1. Развивать представление о различном характере музыки
2. Дать представление об основных жанрах музыки
3. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки
4. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа
«Слушаем музыку»
«Какая музыка?»
«Солнышко и тучка»
«Цвет-настроение»
«Весело-грустно»
«Три цветка»
«Удивительный светофор»
«Вот так, зайцы»
«Цветик - семицветик»
«Песня, танец, марш»
Музыкально-слуховые представления
Задачи:
1. Развивать умение различать динамические изменения в музыке
2. Развивать умения различать тембр различных ДМИ
3. Развивать звуковысотный слух
«Музыкальное лото»
«Ступеньки»
«Угадай колокольчик»
«Повтори звук»
«Качели»
«Курицы»
«Часы»
«Определи инструмент»
«На чем играю?»
«Слушаем внимательно»
«Тихо – громко»
«Песенка ветерка»
Чувство ритма
Задачи:
1. Развивать представление о ритме.
2. Развивать чувство изменения темпа
3. Различать ритмический рисунок
«Определи по ритму»
«Учитесь танцевать»
«Три медведя»
«Веселые гудки»
«Сложи песенку»
«Веселые дудочки»
«Воздушные шары»
«Сосульки»
«Сладкое дерево»
«Барабанщики»
Название мероприятия Срок
1 «Первичная диагностика» и «Контрольная диагностика" Сентябрь, май
2 Музыка НОД 2 раза в неделю
3 Открытое мероприятие «Играем без игрушек» НОД декабрь
4 Открытое мероприятие «В парке музыкальных загадок» НОД апрель
5 Открытое мероприятие для родителей «Приключение черепахи" НОД май
6 «Праздник детства» Праздник ноябрь
Работа с педагогами
№ п/п Тема мероприятия Срок
1 Консультация с педагогами старшей группы «Уровень сформированности музыкальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста» октябрь
2 Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей» ноябрь
3 Мастер-класс «Использование музыкально-дидактических игр на НОД, в режимные моменты" Декабрь-январь
4 Показ открытого мероприятия «Играем без игрушек» декабрь
5 Выступление на педсовете «Роль взрослых в развитии музыкальных способностей детей»
6 Консультация «В мире музыкальных звуков» (изготовление музыкально-дидактических игр) март
7 Показ открытого мероприятия «В парке музыкальных загадок"апрель
8 Выступление на педсовете «Творческий отчет за год» май
Работа с родителями
№ п/п Тема мероприятия Срок
1 Выступление на родительском собрании «Уровень сформированности музыкальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста» октябрь
2 Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребенка" ноябрь
3 Методические рекомендации «Организация и оборудование музыкальной деятельности в семье» Декабрь-январь
4 Семинар-практикум «Изготовление музыкально-дидактических игр» февраль
5 Оформление папки–передвижки «Развивающие музыкальные игры» март
6 Консультация «Роль взрослых в развитии музыкальных способностей воспитанников» апрель
7 Показ открытого мероприятия «Приключение черепахи» май