Ольга Старостина
Работа по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Образовательная область «Физическое развитие» и «Познавательное развитие»
Тема: «Интеграция образовательных областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования»
Срок реализации 2014 – 2015 у. г.
Выполнила:
воспитатель
Старостина Ольга
Васильевна
р. п. Шаранга
2014 г.
Публикация «Работа по самообразованию» размещена в разделах
Основная идея опыта создана в соответствии с темой инновационной деятельности в ДОУ «Возможности развития экологического сознания ребенка в образовательной области «Физическое развитие». Данная работа заключается в воспитании в каждом ребенке посредством экологического и физического образования важных качеств личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и осознанное отношение к экологии и физическому развитию.
Основная цель – воспитание здорового, жизнерадостного ребенка, гармонически и физически развитого, воспитание у него экологической образованности и культуры, формирование нравственно-эмоциональных установок и принципов, в процессе приобретения необходимого опыта в физическом развитии.
Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- Созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
- Накапливанием и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- Пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ;
- Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Одним из существенных условий реализации физкультурно-экологической работы является осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельную сферы личности ребенка.
Основные направления работы :
В процессе физкультурно-экологической работы можно использовать такие формы:
• физкультурно-экологические занятия-прогулки («Путешествие в осенний лес», «Зимушка зима», «Лесная прогулка», «Весна – красна»).
• физкультурно-экологические досуги («В стране Здоровячков», «Чудесный цветок здоровья», «Экологический десант», «Земля – наш общий дом. Человек – часть природы в нем»)
• беседы экологической направленности («Правила друзей леса», «Природа и человек», «Наши умные помощники», «Мой четвероногий друг», «Снежная шуба для всего живого», «Человек – часть живой природы).
• прогулки-походы (взаимодействие с природой) : «На прогулку в зимний парк пойдем», «Листопад», «Идем в поход!».
• целевые экскурсии: («В гости к Лесовичку», целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить», целевая прогулка «Улицы нашего поселка», «Экскурсия в парковую зону»).
• Подвижные игры: («Волк во рву», «Охотники и зайцы», «Мороз – красный нос», «Бездомный заяц», «Заря», «Перелет птиц», «Караси и щука»).
• Малоподвижные игры: («Ручеек», «Пингвины», «Птицы, рыбы, звери», «Летает, плавает, бегает», «Времена года»)
• Дыхательная гимнастика: ("Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня").
Этапы работы :
1этап – подготовительный.
1. Создание картотеки экологических подвижных игр: («Хитрая лиса», «Два мороза», «Мышеловка», «Стадо и волк», «Гуси – Лебеди», «Охотники и зайцы», «Медведь и пчелы», «Волк во рву», «Лягушки и цапли», «Водяной», «Космонавты», «Сокол и голуби», «Птички и клетка», «Совушка», «Бездомный заяц»).
2. Оборудование в группе физкультурного уголка (шапочки животных, птиц, цветов, насекомых для имитации их движений и подвижных игр, и мячи, шнуры, разноцветные флажки, платочки, ленты, мешочки для метания, оздоровительная двигательная дорожка и др. – все для индивидуальной двигательной потребности детей).
3. Разработка физкультурно-экологических досугов, бесед на экологическую тему, тематическое планирование физкультурно-экологической работы.
2 этап – формирующий
Работа с детьми
месяц тема цели
сентябрь 1. Целевая экскурсия «В гости к Лесовичку»
Развивать познавательные и исследовательские способности
детей при ознакомлении с природой родного края;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
2. Беседа «Природа и человек» Формирование познавательных интересов, формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Октябрь 1. Подвижные экоигры с музыкальным сопровождением Дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
2. Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Путешествие в осенний лес» Воспитывать бережное отношение к природе, формировать представление о природном явлении листопаде, способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.
3. Беседа «Мой четвероногий друг» Воспитывать интерес к животным, желание заботиться о них, узнавать что-то новое, интересное.
4. Физкультурно-экологический досуг «В стране Здоровячков» Формировать потребность в здоровом образе жизни.
ноябрь 1. Целевая прогулка «По улицам нашего поселка» Воспитывать любовь к родному поселку, желание знать его достопримечательности, красоту природы.
2. Прогулка-поход «Листопад» Формировать интерес к осенней природе, способности наблюдать. Развивать интерес к соревнованиям, эстафетам, способствовать удовлетворению потребности в движении.
декабрь 1. Беседа «Снежная шуба для всего живого» Расширять представления детей о защитных свойства снега.
2. Физкультурно-экологический досуг «Зимние олимпийские игры» Формирование нравственно - патриотических качеств у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством изучения зимних олимпийских видов спорта с участием в спортивном развлечении на улице «Зимние олимпийские игры».
январь Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Зимушка-зима» Развивать наблюдательность и способность делать элементарные обобщения. Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе. Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе.
февраль 1. Прогулка-поход «На прогулку в зимний парк пойдем» Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.
март 1. Подвижные народные экоигры Развитие ловкости, формирование навыков общения.
апрель 1. Беседа «Правила друзей леса» Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
2. Физкультурно-экологический досуг «Земля - наш общий дом. Человек – часть природы в нем» Пропаганда экологической культуры дошкольников через экологию здоровья. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
3. Целевая экскурсия «Экскурсия в парковую зону» Предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о наблюдениях, проводившихся месяц назад; помочь составить коллективный рассказ о том, что изменилось в природе. Предложить детям рассказать пословицы, поговорки, стихотворения о весне. Послушать с детьми птичьи голоса. Полюбоваться пробуждением весны.
май 1. Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Весна – красна» Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.
2. Физкультурно-экологический досуг «Экологический десант» Формирование двигательных навыков в соответствии с программой по физическому воспитанию. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
3. Целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить» Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, способности применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности
Работа с родителями :
месяц тема цель
Сентябрь «Физкультурное оборудование своими руками» Дать рекомендации по изготовлению спортивного оборудования из бросового материала.
Октябрь Наглядное пособие «Знай,
люби и береги».
Совместное участие в физкультурно-экологическом досуге «В стране Здоровячков» Активизировать
взаимодействие
родителей и ДОУ
в вопросах
экологического
образования.
Повысить
эколого –
педагогическую
культуру
родителей.
Способствовать созданию благоприятной атмосфере, повысить интерес у родителей и детей к совместному участию физкультурно – экологических досугах.
Декабрь Экологическая
газета на тему
«Зимние забавы»
Консультация «Зимние каникулы» Заинтересовать
родителей в
выполнение
домашних
заданий
вместе с детьми.
Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности а прогулке в зимний период; дать советы по организации совместного двигательной деятельности на улице.
Январь Рекомендации «Идеи игр на свежем воздухе»
Папка – передвижка «Закаливание» Обогатить опыт родителей в организации совместной двигательной активности в зимние время года; способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Раскрыть основные факторы и методы закаливания, познакомить с многообразием технологий и методик закаливания детского организма.
Март Совместное участие в народных подвижных экоиграх.
Памятка – рекомендация «Каким же должно быть питание для маленького спортсмена?»
Способствовать укреплению детско – родительских отношений.
Познакомить с основными факторами подбора рационального питания дошкольника, занимающегося спортом.
Апрель Посадка деревьев Воспитывать желание к совместному труду
Май Совместное участие в физкультурно-экологическом досуге «Экологический десант»
Способствовать созданию благоприятной атмосфере, повысить интерес у родителей и детей к совместному участию в физкультурно – экологических досугах.
3 этап – показ презентации на педагогическом часе по теме: «Интеграция областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования».