Ирина Стрекаловская
Проект по речевому развитию в средней группе «Юные актеры»
▼ Скачать
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : творчески-игровой
Участники проекта :
воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети средней группы,родители.
Содержание:
Актуальность проекта
Публикация «Проект по речевому развитию в средней группе „Юные актеры“» размещена в разделах
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — средство общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Диалогическая речь выступает как основная форма
речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; слушать свою речь, чтобы контролировать ее; вносить соответствующие изменения и поправки.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, семейного благополучия, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие педагоги сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах педагогов и методистов — Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой и др. В их исследованиях отмечается, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения. Исследователи (Н. Карпинская, А. Николаичева, Л. Фурмина и др.) отмечают, что благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность. Положительные герои сказок становятся образцами для подражания, отрицательные персонажи вызывают осуждение. Традиционно театрализованная деятельность делится на две группы : ролевые (драматизации) и режиссерские. В ролевых действиях ребенок исполняет роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера вербально и не вербально. К ролевым действиям относятся: имитации образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации. В режиссерских действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками, куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет, создает игровое пространство. Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или придумывают свои.
Итак, театрализованную деятельность можно отнести к средствам развития диалогической речи, поскольку посредствам ее у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению. Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).
Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются чаще всего в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на речевое развитие ребенка. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.
Проведя диагностику в начале учебного года и наблюдая за детьми нашей группы, в ходе непрерывной образовательной и совместной деятельности, мы заметили, что они не активно используют доступные вербальные и невербальные средства. Многие не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т. е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.
В результате мы решили создать проект «Юные актеры».
Цель проекта – развитие диалогической речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Учить детей активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видам (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.).
2. Учить общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
3. Формировать умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых).
4. Развивать умения использовать мимику и жесты.
5. Развивать умения беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Заинтересовать родителей вопросом развития диалогической речи, вовлечь их в процесс обучения в условиях семьи и детского сада.
Проект разработан на основе требований Федеральной образовательной программы, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей и построен на следующих принципах:
• активности и самостоятельности детей в образовательной деятельности;
• доступности и индивидуализации обучения;
• учёта ведущего вида деятельности дошкольников – игровой деятельности;
• сотрудничества с семьей.
План реализации проекта :
1 этап
Подготовительный : Отбор и анализ литературы по вопросу развития диалогической речи у детей 4-5 лет.
* Составление календарного плана совместной и индивидуальной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию диалогической речи путем подбора театрализованных игр.
* Подготовка материально-технической базы: подбор картинок, картотек, изготовление оборудования для драматизаций.
* Подбор музыкально-ритмических сопровождений * Знакомство родителей с проектом «Юные актеры».
Цель: Заинтересовать родителей вопросом развития диалогической речи, вовлечь их в процесс обучения в условиях семьи и детского сада.
2 этап
Продуктивный: Организация и проведение совместной и индивидуальной деятельности с детьми по развитию диалогической речи :
- Восприятие произведений, выделение частей произведений, выяснение мотивов действия персонажей, заучивание диалогов, мини-сценки, театрализованные постановки, этюды, дидактические игры.
Цель: 1. Учить детей активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видам (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.).
2. Учить общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
3. Формировать умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых)
4. Развивать умения беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора.
- Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы.
Цель: Развивать умения использовать мимику и жесты.
Вовлечение родителей в процесс развития диалогической речи детей:
- Организация и проведение родительского собрания «Развитие связной речи детей 4-5 лет».
- Оформление консультации для родителей «Роль семьи в развитии связной речи детей 4-5 лет»
- Оформление буклета для родителей «Как придумать интересную беседу по рассказу (сказке)»
- Индивидуальное консультирование родителей детей с недостатками речевого развития по вопросу развития связной речи в процессе театрализованной деятельности.
- Совместное с родителями создание различных видов театра.
- Совместное с родителями создание театральных постановок.
.- Опрос (анкетирование) родителей по вопросу результативности развития связной речи детей в детском саду и семье.
3 этап
Заключительный : Драматизация сказки «Гуси-лебеди»,мини – музей «Такие разные театры», фото/видео презентация с комментариями для родителей «Дети в образе», защита проекта на итоговом педсовете.
Условия реализации проекта :
Материально-технические ресурсы: материалы к НОД и совместной деятельности с детьми.
Информационные ресурсы: методическая литература для детей среднего дошкольного возраста
Кадровые ресурсы: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Финансовые ресурсы:
Бумага, цветная бумага, краска для цветного ксерокса.
Риски реализации проекта :
- Малая активность и посещаемость детей, их личностные особенности.
- Незаинтересованность родителей.
- Провести работу с родителями о плане реализации проекта «Юные актеры» (родительское собрание).
Литература
1. От рождения до школы: Инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – Москва. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 .
2. Бондаренко А. К «Дидактические игры в детском саду»
3. Интернет-ресурсы: статьи по теме проекта (https://www.art-talant.org/publikacii/26554-metodicheskaya-razrabotka-teatralizovannaya-deyatelynosty-v-sredney-gruppe)
Критерии эффективности:
Цель проекта можно считать достигнутой, если дети:
- активно вступают в контакт с собеседником, быстро реагируют на реплики, пользуясь различными их видам;
- беседуют на различные темы, поддерживают разговор на предложенную тему,
не отвлекаются от нее, переспрашивают, доказывают свою точку зрения, выражают свое отношение к предмету разговора;
- говорят спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владеют разнообразными формулами речевого этикета, употребляя их без напоминания (во время разговора не опускают голову, смотрят в лицо собеседнику, не говорят с полным ртом; не вмешиваются в разговор взрослых);
- используют мимику и жесты;
- общаются в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
- родители проявляют интерес к теме проекта по вопросу развития диалогической речи, вовлечены в процесс обучения детей в условиях семьи.
Результат проекта :
1. Перспективный план совместной и индивидуальной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию диалогической речи у детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности.
2. Конспект родительского собрания «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»
3. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии связной речи детей 4-5 лет».
4. Буклет для родителей «Как придумать интересную беседу по рассказу (сказке)».
5. Пополнена ППРС группы. (Изготовлены различные виды театра).
6. Фотовыставка совместной и индивидуальной деятельности детей с комментариями для родителей «Дети в образе».