Анна Сущинская
Проект по речевому развитию «Развитие речи младших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Развитие речи младших дошкольников по средствам дидактических игр».
Автор проекта: Сущинская А. М.
Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители.
Вид: познавательно-речевой.
Срок реализации: Декабрь 2022 г.
Проблема: недостаточный уровень звуковой культуры речи у детей в группе.
Актуальность:
Публикация «Проект по речевому развитию „Развитие речи младших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Во ФГОС ДО говорится о том, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей особенно младшего возраста. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития ребенок овладевает языком. Задача педагога - помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: в устной форме; развивая мелкую моторику, а также при помощи игры. Игра - это основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его развитие. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Цель проекта:
Создать условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
• Развивать и обогащать речь детей через игровую деятельность
• Активизировать словарный запас детей на основе представлений о ближайшем окружении.
• Формировать потребность детей в доброжелательном общении со взрослыми и сверстниками.
Содержание проекта:
1 этап: аналитико-проектировочный (1 неделя)
1. Подбор и изучение методической литературы по теме
2. Диагностика детей на начало года в рамках проекта
3. Подбор и разработка информационно –просветительского материала
4. Разработка перспективного плана
5. Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики.
6. Создание дидактической зоны по развитию речи.
2 этап: практический (3 недели)
Речевое развитие
Дидактические игры:
«Встань там, где скажу», «Угадай, кто кричит», «На игрушку посмотри и картинку собери», «Лото», «Большой-маленький», «Найди маму», «Собери грибы», «У кого больше?»
Познавательное развитие
Дидактические игры :
«Одежда», «Посуда», «Собери бусы», «Мама и детеныши», «Назови одним словом»
«Собери светофор», «Запрещено-разрешено»
Коммуникативно-личностное развитие
Словесные игры:
«Коза рогатая», «Петушок»,
«Птички», «Удочка», «Конь».
Чтение:
Русская народная сказка «Колобок», «Три медведя»; потешки: «Тили-бом», «Пошел котик на торжок».
А. Блок «Зайчик», С. Маршак «Детки в клетке».
Пальчиковый театр:
«Теремок»
Беседы:
- Игрушки в нашей комнате.
- Наша посуда.
Рассматривание:
-иллюстраций к сказке «Колобок», «Три медведя» ;
- рассматривание картины «Кошка с котятами», «Коза с козлятами» ;
-иллюстраций «Овощи и фрукты».
Артикуляционная гимнастика:
«Сытый хомячок», «Улыбка», «Бублик», «Белочка», «Слоненок».
Дыхательная гимнастика:
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
«Воздушные шары», «Снег - снежок», «Рельсы»
Лепка:
«Колобок», «Оладушки», «Крендельки», «Пряники», «Печенье»
Аппликация:
«Шарики катятся по дорожке», «Большие и маленькие яблочки на тарелке», «Шарики и кубики»
Театрализованная деятельность:
«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»
Физическое развитие
Подвижные игры со словами:
«Раздувайся мой шар», «Зайчик», «Колпачок», «У медведя во бору» «Лохматый пес»», «Мыши в кладовой», «Передай флажок», «Птицы и автомобили»
Пальчиковая гимнастика:
«Жил был зайчик», «Цапки –царапки», «Ежик», «Моторчик».
3 этап: Заключительный (1 неделя)
• Фотоотчет
• Анализ результата проекта
• Обмен опытом
Предполагаемый результат:
У детей повысился уровень развития речи: расширился и активизировался словарный запас на основе игровой деятельности, обогатились представления о ближайшем окружении; дети свободно и доброжелательно общаются со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
2. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте - Екатеринбург, деловая книга, 1999
4. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997
7. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009