Елена Горчакова
Проект по реализации темы: «Снег-снежок»
▼ Скачать
Проект по реализации темы: «Снег- снежок».
Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий.
Время реализации: декабрь 2022 года.
Участники проекта: дети младшего возраста, воспитатели, родители.
Воспитатель: Горчакова Е. Г.
Срок реализации проекта: краткосрочный, две недели.
Форма работы: произвольная.
Публикация «Проект по реализации темы: „Снег-снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: состав и свойства снега.
Место проведения: участок детского сада, групповая комната.
Введение. Наступила зима – самое волшебное и сказочное время года для малышей. Всюду творятся чудеса. С неба начинают сыпаться белоснежные снежинки, их становиться всё больше и больше. На улице холодно, поэтому попадая на землю снежинки не тают. Скоро всё вокруг станет белым, а снег все идёт и не думает заканчиваться, как белые "мухи" он кружит в воздухе. Зама любимая пора года детей, можно покататься на санках, ледянках, построить снежные замки, налепить снеговиков, поиграть в снежки. Моя любовь к зиме пришла из детства. Воспоминания о зимних забавах и играх радуют меня. Каждое время года прекрасно и неповторимо, но все же для меня, Зима - самое любимое время года. А снег, наиболее яркий признак зимы. Я бы хотела, чтобы мои воспитанники смогли узнать как можно больше о снеге, и полюбили его также как я. Ведь зима и снег взаимосвязаны. Любовь к зиме, к снегу - это любовь к своей родине. Только в России такие прекрасные, снежные зимы. Мне хочется посвятить свой проект изучению снега и его свойств.
Актуальность проекта. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательного процесса расширить, обогатить и систематизировать знания детей о снеге и его свойствах.
Проблема: недостаточное представление у детей о снеге, внешнем виде, свойствах.
Гипотеза: возможно, снег наиболее яркий признак зимы. Он играет важную роль в жизни природы и человека.
Цель: Развитие познавательной, творческой и двигательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о зиме и снеге; о явлениях окружающего мира, об их взаимосвязи.
2. Развивающая: развить познавательный интерес и любознательность к исследовательской деятельности; зрительное восприятие; умение анализировать, делать выводы; обогатить словарный запас и повысить речевую активность; развить двигательную активность; координацию и мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитательная: воспитывать у детей интерес к играм и забавам со снегом; интерес к продуктивным видам деятельности; эстетическое отношение к природным явлениям.
Методы:
1. Наглядный. (Наблюдение за снежинками и снегом; рассматривание картин, фотографий, книг, иллюстраций; демонстрация моделей, мультфильмов, кукольного театра).
2. Практические. (Совместные действия воспитателя и детей: элементарные опыты, выполнение поручений; поисковая деятельность).
3. Словесный. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений, сказок, стихов, потешек, рассказов; беседы).
4. Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
Ожидаемый результат:
Расширились представления о снеге.
Обогатился словарный запас детей, повысилась речевая активность.
Развился интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Возросла активность детей в игре и в совместной работе со взрослыми.
Появился интерес к разнообразным продуктивным видам деятельности и радость от творческих результатов.
Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы и пособий.
2. Сбор материалов о снежинке и снеге.
3. Подбор иллюстраций с изображением снежинок.
4. Подбор художественной литературы (стихов, песенок, рассказов).
5. Подбор дидактических и настольных игр.
6. Подобрать инвентарь для трудовой и исследовательской деятельности (лопатки, венички, краски для раскрашивания снега).
7. Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевым и подвижным играм.
8. Подбор материала для художественного творчества.
Основной этап. Реализация проекта.
Познавательное – развитие. НОД.
Наблюдение за снегом: «Почему снег бывает разным?»; «Почему снежок хрустит?», «Что изменилось на улице?»; за явлениями природы: снегопад, метель, вьюга. Цель: формировать у малышей представления о явлениях природы, учить понимать и определять признаки, качества и свойства снега, внимательно наблюдать за ними.
Беседы: «Почему снег называют «одеялом», «шапкой», «покрывалом?», «Польза и вред от снега», «Почему снег может быть опасным?»
Цель: дать детям понятие о снеге и его свойствах.
Опытно - экспериментальная деятельность: «Почему тает снег?», «Изучение чистоты снега», «Почему не лепиться снежок?», «Снег, лед и вода», «Снега много - воды мало». Цель: расширить представления детей о физических свойствах снега и льда через экспериментальную деятельность.
ФЭМП: «Весёлые снеговики». Цель: учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения. «Наши друзья снежинки». Цель: продолжать учить различать понятие «один и много».
Дидактические игры: «Украшение для ёлочки», «Угадай, где спряталась снежинка?», лото «Найди одинаковую снежинку», «Снежные комочки».
Цель: умственное развитие ребёнка. Дать малышам информацию, которую они не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре.
Речевое развитие. Рассматривание книг, сюжетных и предметных картин: «В гости к нам пришла зима»; альбомов: «Зимушка- Зима», «Зимние забавы». Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей.
Чтение художественных произведений: «Сосульки» М. С. Пляцковский «Зашумела, разгулялась…» И. Никитин; русская народная сказка "Заюшкина избушка" (Обраб. О. Капицы); В. Сутеев: «Ёлка»; О. Высотская: «Снежный кролик»; И. Суриков «Зима». Цель: ознакомление детей с художественной литературой.
Музыкальные игры: «Зайка беленький сидит», «Вот зима кругом бело». Цель: приобщение ребенка к музыкальному искусству.
Продуктивные виды деятельности.
Лепка: «Снег идет», «Снежинка». Аппликация: из ватных дисков: «Весёлый снеговик»; из палочек: «Снежинка». Конструирование: «Снежинки из настольной мозаики», «Снежные гирлянды»; пазлы: «Игры детей зимой». Рисование: красками: «Снежинка», «Разные снежинки», «Снег идёт»; карандашами: «Зимушка - зима», «Мой снеговик». Раскрашивание: «Морозные узоры», «Снежинки большие и маленькие». Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми мира искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру.
Трудовое развитие. Выполнение поручений воспитателя по работе на участке (почистить снежную скамеечку, сгрести снег лопаткой с тропинки участка.) Игровая ситуация: «Мы снеговые машины». Цель: формирование положительного отношения к труду.
Театрализация. Инсценирование песенки: «Снежный хоровод», «Зимушка-зима». Театрализованная игра: «Как на тоненький ледок…». Развлечение. «Заюшкина избушка» (показ сказки на фланелеграфе). Цель: познакомить с различными видами театра; способствовать развитию творческого потенциала детей; формировать навыки коллективного взаимодействия.
Совместная деятельность детей и взрослых.
Д. /и. : «Украшения для Снежной Бабы» (игры с шариками и шнуровкой, «Сложи снежинку». Разучивание детских песенок о снеге: «Кружится снежинок хоровод», «Песня снеговика», «Снежинка»; стихотворений и потешек: «Снег» А. Барто; «Посмотрите-ка, ребята…» И. Бурсов; «Снег бывает разный» Т. Второва; «Мы снежинки!» Н. Бромлей; загадки о снеге. Раскрашивание картинок: «Морозные узоры». Раскрашивание водой: «Разноцветные снежинки». Изготовление аппликации: коллективная работа коллаж: «Зимний лес», аппликация из ваты: «Снежное покрывало». Игра шнуровка: «Бусы». Рассматривание картинок, иллюстраций и фотографий с изображением снежинок, снега. Рассматривание картинок к Р. н. с. : «Рукавичка». Музыкальная игра: «Вот зима, кругом бело». Альбом для рассматривания: «Времена года», «Зимушка-зима». Просмотр мультфильмов: «Дед Мороз и лето», «Зимняя сказка», «Снеговик-почтовик», «Лиса и волк», «Лунтик» 189 серия: «Прилипли языком»; 190 серия: «Ёлочка». Физическое развитие: П/и. : «Снег кружиться…», «Зайка беленький сидит», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Зайцы и волк», «Снежный хоровод». Пальчиковая гимнастика: «Снежок»; «Зима». Сюжетно ролевая игра: «Одеваем куклу Катю на прогулку»; «Медвежонок заболел».
Совместная деятельность детей и взрослых на прогулке: П. /и. : «Снег кружиться…», «Маленькие и большие ножки», «Мороз - красный нос». Д. /и. : «Когда это бывает?». Постройки из снега: «Строим горку из снега», «Забавные постройки», «Весёлые снеговики»
Самостоятельная деятельность детей.
Д. /и. : «Большие и маленькие снежинки», «Подбери снежинку по цвету», «Украшение для ёлочки». Настольная игра: «Снежинки из мозаики», «Снежинки в домиках». Рассматривание книг: «Ёлочка», «Малышам о зиме». Рассматривание альбомов: «Зима», «Зимние забавы». Раскрашивание карандашами: «Снежинки»; раскрашивание водой «Волшебные снежинки». Рисование печатками: «Снежиночки - пушиночки …» Пазлы: «Игры детей зимой», «Собери картинку». Игра с прищепками: «Волшебные снежинки». Конструирование: «Снежинки из настольной мозаики»; игра с напольным конструктором: «Домик для зайчика». Самостоятельная деятельность детей на прогулке: «Чей ком больше?», «Снежный дом», «Снежный салют». Самостоятельные игры детей с ведёрками, лопатками и снегом; игра с саночками.
Заключительный этап.
1. Выставка работ продуктивной деятельность детей: рисунков: «Снежиночки- пушиночки», «Украшение для Снежной - бабы»; Поделок из пластилина: «Весёлые снеговички», «Пластилиновая снежинка»; Аппликация из ваты: «Снежинки на варежке»; из бумаги: «Весёлые снежинки»; палочек: «Снежинка».
2. Оформление фотовыставки: «Поделки из снега», «Подружки снежинки».
3. Советы доктора Айболита, папка- передвижка: «Почему нельзя есть снег?»
4. Защита проекта и подведение итогов.
5. Фотоотчёт о выполнении проекта альбом: «Белая метелица».
Работа с родителями: Оформление рекомендаций для родителей: «Весёлые игры со снегом для всей семьи». Совместное изготовление с детьми снежных построек на участке группы.
Вывод: В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Узнали, что в природе все взаимосвязано, а снег является одним из состояний воды, из которой, при замораживании получается лед. Развился познавательный интерес и любознательность к исследовательской деятельности. Обогатился активный и пассивный словарь. Возросла активность детей в игре и в совместной работе со взрослыми. Появился интерес к разнообразным продуктивным видам деятельности и радость от результатов творчества.