Татьяна Бурлакова
Проект по развитию элементарных математических представлений «Друзья математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию элементарных математических представлений
Математика в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Публикация «Проект по развитию элементарных математических представлений „Друзья математики“» размещена в разделах
Анализ научных исследований (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и другие, педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом математическое развитие дошкольников должно осуществляться не только через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, но и через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей в развивающей среде.
Иными словами, задача педагога дошкольной образовательной организации состоит не только в передаче тех или иных математических знаний и навыков, но и в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вместе с тем, давно известно, что теория, не примененная на практике, быстро забывается.
Паспорт проекта :
Название проекта : «Друзья математики».
Руководитель: Бурлакова Т. И.
Возраст: 5-6 лет (старшая группа).
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Длительность проекта : октябрь – декабрь.
Цель проекта : развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной математической деятельности.
Задачи:
1. целенаправленное формирование у детей старшей группы интереса к элементарной математической деятельности;
2. формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
3. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Этапы:
1. подбор игрового материала, соответствующего возрастным возможностям ребенка, обладающего полифункциональностью, возможностью самопроверки, эстетической привлекательностью, знакомство с правилами игры самим педагогом;
2. создание в группе доступного, безопасного, эстетически привлекательного математического центра;
3. знакомство детей с математическими играми и пособиями, помещение их в математический центр;
4. наблюдение и косвенное руководство самостоятельной математической деятельностью детей со стороны взрослых.
Следует отметить, что последние два этапа чередовались между собой по отношению к каждой новой игре, вносимой в математический центр.
Планирование проектной деятельности «Друзья математики»
Октябрь
1 «Число и цифра»
Упражнять в счете предметов в пределах 10.
Упражнять в умении соотносить число и цифру.
Развивающие пазлы «Веселые цифры».
Настольно-печатная игра «Цифры».
Домино.
Раскраски по цифрам.
Анкетирование родителей на тему: «Математика для развития Вашего ребенка».
2 «Вправо, влево, вверх, вниз»
Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (активизировать пространственные представления : вверх, вниз, вправо, влево).
Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.
Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять наглядную инструкцию.
Графические диктанты.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации для украшения математического центра.
3 «Объемные геометрические тела и плоскостные геометрические фигуры»
Познакомить детей с объёмными геометрическими телами, особенностями их внешнего вида, путём сравнения с плоскими геометрическими фигурами.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (цвету, форме).
Конструктор геометрический (малый).
Конструктор деревянный цветной.
Оформление стенда «Учим математику дома».
4 «Часы» Расширить представление детей о часах.
Развивать умение ориентироваться во времени, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, логическое мышление детей.
Модели часов
Иллюстрации часов
Конкурс на лучшее дидактическое пособие по формированию представлений о форме и геометрических фигурах.
Ноябрь
1 «Геометрическая фигура»
Закрепить представления детей о пяти геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Познакомить с понятием многоугольник и его видами (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, десятиугольник)
Закрепить представления детей о девяти спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, голубой, серый, розовый).
Учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму, отвлекаясь от третьего (величины).
Лото «Цвет и форма».
Трафареты с геометрическими фигурами.
Игры, сделанные родителями.
Домашнее задание: выучить с ребенком стихотворение о днях недели.
2 «Состав числа из единиц и двух меньших чисел»
Закрепить знание состава числа из единиц и из двух меньших чисел
в пределах 10.
Развитие у дошкольников представлений о числе, овладение сенсорными эталонами, умением сравнивать, сопоставлять.
Развивающая игра «Числовые домики».
Цветные счетные палочки Кюизенера.
Тематическая консультация «Направо и налево. Как научить ребенка не путать стороны».
3 «Измерение»
Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром.
Познакомить детей с новым измерительными приборами – рулеткой, мягким сантиметром, ростомером, рассказать про случаи их применения.
Практическое измерение длин этими единицами.
Линейки, ростомер, рулетка.
Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).
4 «Логические блоки Дьенеша»
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Формировать умение классифицировать и обобщать предметы по двум, трем признакам.
Упражнять в определении области пересечения кругов.
Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Логические блоки Дьенеша.
Домашнее задание: рассмотреть с ребенком часы, которые есть дома и закрепить их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравнить их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.
Декабрь
1 «Счет до 20» Закреплять прямой счет в пределах 10.
Познакомить детей с числами второго десятка.
Цифровой лабиринт.
Задания «Соедини по точкам».
Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду».
2 «Моделирование»
Учить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Игры-головоломки на воссоздание силуэтов «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг».
Выставка рисунков детей совместно с родителями «Величина».
3 «Времена года»
Закрепить знания о временах года, явлениях природы, месяцах.
Настольно-печатная игра «Времена года»
Календарь настенный
Домашнее задание: совместно с ребенком придумать рисунок по точкам с использованием цифр.
4 «Арифметические действия»
Познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания.
Настольно-печатная игра «Цветная математика».
Счетные палочки.
Математическая викторина с участием родителей «Страна Математика».