Приложение МААМ

Проект по развитию речи в старшей группе «Речь — важнейшее средство общения»

Людмила Власова
Проект по развитию речи в старшей группе «Речь — важнейшее средство общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

Проект по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Речь – важнейшее средство общения»

Составитель:

Л. Д. Власова, воспитатель первой квалификационной категории

Саранск 2021

Название проекта : «Речь – важнейшее средство общения»

Публикация «Проект по развитию речи в старшей группе „Речь — важнейшее средство общения“» размещена в разделах

Вид проекта : Групповой, краткосрочный

Сроки реализации: с 01.03.21 по 29.03.21 (4 недели)

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Актуальность проекта :

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта :

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта :

Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;

Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;

Способствовать у детей развитию объема памяти;

подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений. ;

Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.

обогатить игровой опыт каждого ребёнка;

стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Объект проекта – старшие дошкольники

Предмет проекта – связная речь и речевая активность старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе.

Развитие коммуникативной функции речи.

Успешное овладение грамотной и связной речью.

Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

Умение договариваться и работать слажено.

Умение обратиться к взрослому с вопросом.

Умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.

Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

Совершенствование звуковой стороны речи.

Правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка.

Хорошее владение устной речью, выражение своих мыслей, чувств, эмоций в процессе сочинения сказки.

Развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи.

Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях, использование методов и приемов работы, выбора игр.

Методические приемы:

Практические.

Игры.

Наглядные.

Словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент.

Консультации родителям.

Наблюдение.

Изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования.

Реализация проекта :

1 этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Речь – важнейшее средство общения»

Содержание:

Определение темы проекта, постановка цели и задач;

Создать мотивацию для работы по проекту;

Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

Изучение причин речевых нарушений.

Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

Оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей

Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

НОД

Задачи:

Расширять знания детей о весне,

учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему,

продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.

Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;

Дидактические игры: «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко»,

«Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови», «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2 этап – основной

Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию. Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

Загадывание загадок, заучивание стихотворений.

Составление предложений.

Составление описательного рассказа.

Рассказывание по сюжетным картинкам.

Пересказ рассказа.

Заучивание стихотворения «Весна – красна».

Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки».

Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку».

Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.

Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе.

Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников».

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Повышение компетентности родителей, консультирование.

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».

Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей).

3 этап – заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

Содержание:

Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации.

Беседа на тему: «Речь – важнейшее средство общения».

Показ непосредственно образовательной деятельности.

Оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»

Оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

Участие в групповом конкурсе чтецов.

Оформление альбома стихов о весне.

Обработка и оформление материалов проекта.

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Сценарий общения по развитию речи «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» Пословица:Птица сильна крыльями, а человек дружбой Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы: Воспитатель: Дети сегодня по дороге.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи в старшей группе «Речь — важнейшее средство общения»
Опубликовано: 27 января 2021 в 16:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи в старшей группе «Речь — важнейшее средство общения»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Власова (УИ 394744) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД