Айдарова Алия Халиловна
Проект по развитию речи в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №4 «Лейсан» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
в младшей группе «Ромашки»
Тема проекта : «Сказка о веселом язычке».
Подготовила:
Айдарова Алия Халиловна
воспитатель.
2019 г
Публикация «Проект по развитию речи в младшей группе» размещена в разделах
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Цель проекта : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта :
• целенаправленно обогащать словарь детей;
• развивать грамматический строй речи, связную речь;
• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители.
Количество девочек-12 человек
Количество мальчиков-16 человек
Тип проекта : краткосрочный.
Организованная образовательная деятельность с воспитанниками:
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
- Беседы
«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Зима пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану) .
Сюжетно-ролевые игры
«В гости на день рождение», «Магазин», «Парикмахерская».
- Дидактические игры
«Сдуй бабочку с цветка», «Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни буратино», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану) .
- Чтение художественной литературы
Фольклор: «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина», «Три поросенка».
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», «Снег» А. Барто, Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
- Наблюдения на прогулках
-за живой, или неживой природой,
-ближайшими строениями,
-деятельностью детей,
-трудом людей.
Работа с родителями:
1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».
2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.
4. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.
Работа с педагогами:
1. Создание наглядно-дидактического материала.
2. Подготовка проекта.
3. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный:
- постановка цели и задачи совместной деятельности;
- подбор дидактической и методической литературы.
2. Основной этап:
- создание лэпбука «Говорилочка»;
- организация тематических бесед с воспитанниками;
- организация взаимодействия с родителями (оформление информационных стендов, организация групповых консультаций и др.);
- Чтение художественной литературы.
3. Заключительный этап:
- итоговое ООД "Путешествие в сказку".
Список используемой литературы:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. ; Просвещение, 2001.
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. ; - 2001.
3. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л. П. Федоренко и др. - М. : Просвещение, 2004.
4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников. - М., 2009.
5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004.
7. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Сказки о Веселом Язычке
Не секрет, что развитие артикуляционного аппарата является важной составной при исправлении дефекта произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме того, с её помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Предлагаем Вам логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки о Веселом Язычке. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей. «Сказки Весёлого Язычка» активно используются в детском саду. Детям нравится.
Сказка о Веселом Язычке №1
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка. Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки. Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка. На полянке он увидел грибок. Увидел лошадку и покатался на ней. Встретил он и важного индюка. Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой. Взглянул на часики — точно, пора. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №2
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике, и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №3
Жил-был Веселый Язычок. И был у него домик — рот. А у домика было 2 двери — губы и зубы. Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолок. Затем стены, как настоящий маляр. Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от удовольствия. Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане. А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем. Затем посмотрел на часики — поздно. Пора отдыхать. Почистил он зубки и лег спать в свою постельку.
Приложение 2
Конспект
по развитию речи в младшей группе
на тему: "Путешествие в сказку".
Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
передавать по показу персонажа игровые действия, развивать творческое воображение детей, желание оказывать помощь другим.
Задачи:
Образовательные: закреплять умение пересказывать художественное произведение, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь.
Развивающие : развивать связную речь детей, умение рассуждать, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам, развивать чувство уверенности в самом себе, решительность и коммуникативные способности при общении со сверстниками, Воспитательные: продолжать воспитывать доброжелательно относиться к товарищам, воспитывать дружелюбие и радость за товарища.
Предварительная работа: Дидактические игры : «Скажи какой», «Кто что умеет делать», чтение сказки «Заюшкина избушка», физкультминутка.
Интеграция областей:«Художественно – эстетическая»,«Речевое развитие»,«Социально – коммуникативное развитие».
Активизация словаря: заяц – зайчик, зайчонок, лиса – лисонька, собака – собачка, петух – петушок, медведь – медведушка, лягушка-лягушечка.
Оборудование: игрушки - лиса, заяц, собака, медведь, петух, лягушка; волшебный мешочек, карточки с кругами, фломастеры.
Форма организации деятельности: групповая
Место проведения: групповая комната.
Ход ООД :
Предлагает воспитанникам встать в круг и взяться за руки.
Читает стихотворение:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Предлагает воспитанникам отправиться в сказочное путешествие.
Сюрпризный момент.
Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.
Беседа. Предлагает описать гостью.
Игра с загадками.
Предлагает послушать загадки лисички.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (заяц)
Я очень громко лаю,
Но вас не покусаю,
Да потому что дети -
Есть лучшее на свете! (собака)
Этот зверь зимой не бродит,
Из берлоги не выходит.
Крепко спит топтыжка.
Лежебока. (мишка)
Он нас будит по утру,
Прокричав: «Ку-ка-ре-ку!
Не пора ли вам вставать?» -
«Да, но хочется поспать». (петух)
Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки
Зовут меня (лягушка)
Игра «Назови ласково».
Физкультминутка:
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
Подведение итогов.
Воспитатель хвалит воспитанников: Молодцы ребята. А вам понравилась сказка?
Чему учит нас сказка «Заюшкина избушка»?
Кто положительный (хороший) герой, а кто отрицательный (плохой) герой? Кто помог зайке выгнать лису?
Ребята вы все сегодня молодцы. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитанники ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.
Описывают лисичку: шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая. Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.
Отгадывают загадки.
Дети хором повторяют за воспитателем названия зверей в уменьшительно-ласкательной форме, например: заяц – зайчик, зайчонок, лиса – лисонька, собака – собачка, петух – петушок, медведь – медведушка, лягушка-лягушечка. Развита связная речь
Умеют выполнять простейшие движения
Умеют пересказывать художественное произведение и отвечать на вопросы по содержанию.
Приложение 3
Анкета для родителей
“РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”.
Уважаемые родители!
Просим принять участие в анкетировании на тему «Речевое развитие ребенка».
С целью дальнейшего планирования работы по данному направлению.
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)
2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.)
3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.)
4. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
6. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
7. В вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?
8. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?
9. Какая помощь от воспитателя Вам требуется по проблеме речевого развития Вашего ребенка?
Благодарим за внимание!
Приложение 4
Дидактическая игра «Сдуй бабочку с цветка»
Упражнение на дыхание «Перо Жар птицы!»
Артикуляционные упражнения «Зарядка для язычка»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Пальчиковая игра «Пирожки»
Сюжетно-ролевая игра «В гости на день рождение»
Театр «Топотушки»
Анкетирование родителей на тему: «Как говорит ваш ребенок»