Надежда
Проект по развитию речи детей в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Лесная сказка»
Проект
«Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Авторы: воспитатели 1 младшей группы :
Шутова Т. С.
Петухова Н. А.
с. Верховажье,
2020 гг.
Паспорт проекта
Публикация «Проект по развитию речи детей в первой младшей группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Тема проекта : Дидактические игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста.
Вид проекта : долгосрочный, игровой.
Участники проекта : воспитатели и воспитанники первой младшей группы, родители.
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Лесная сказка».
Срок реализации проекта : январь 2020 г. – май 2020 г.
Актуальность
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другим словами речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонематической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания развитию речи через дидактическую игру. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Проблема. В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевиденье, и эта тенденция постоянно растет. В следствии чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель проекта : обеспечить своевременное и эффективное развитие речи у детей раннего дошкольного возраста по средствам дидактических игр.
Задачи проекта :
формировать структурные компоненты системы языка – фонематический, лексический, грамматический;
развивать связную речь, две формы речевого общения – диалог и монолог;
обогащать словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
способствовать развитию активной речи;
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности;
формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками;
обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными дидактическими играми, способствующие становлению и развитию связной речи детей раннего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка;
повышение интереса детей к познавательной деятельности;
сформируется умение узнавать и называть предметы и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
Продукт проекта : изготовление различных дидактических игр по развитию речи.
Этапы работы над проектом :
№
п/п
Мероприятия
Цели
Срок реализации
1. Подготовительный этап.
1.1.
Подготовка необходимого материала
Создать условия для реализации проекта
9.01.20 г. - 13.01.20 г.
1.2.
Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу
Подобрать и изучить литературу
9.01.20 г. - 13.01.20 г.
1.3.
Выявить уровень развития связной речи у детей
Провести диагностику детей
13.01.20 г. -17.01.20 г.
Основной этап.
2.1.
Д/и «Собери пирамидку»
Формировать умение группировать по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества. Различать и называть цвета
На протяжении всего проекта
2.2.
Д/и «Деревянные вкладыши»
Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Знакомить детей со свойствами и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством.
На протяжении всего проекта
2.3.
Д/и «Домашние животные»
Учить составлять картинки из 2 -4 частей, закреплять названия животных.
На протяжении всего проекта
2.4.
Д/и «Кто как кричит»
Развивать речевое внимание детей
На протяжении всего проекта
2.5.
Д/и «Чей детеныш?»
Систематизировать знания детей о животных и их детенышах, расш рять знания детей об окружающем мире, учить различать их по внешним признакам.
На протяжении всего проекта
2.6.
Д/и «Кого мы видим в окошке?»
Автоматизация и дифференциация звуков в словах
На протяжении всего проекта
2.7.
Д/и «Где, чей домик?»
Расширять знание детейй о жилищах некоторых животных, формировать умение правильно называть их.
На протяжении всего проекта
2.8.
Д/и «Назови одним словом»
Формировать умение классифицировать предметы, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
На протяжении всего проекта
2.9.
С/ р игра: «Накорми куклу Катю»
закреплять знания детей о столовой посуде, активизировать речьдетей, воспитывать культуру поведения во время еды.
На протяжении всего проекта
2.10.
С/ р игра: «В детский сад пришло письмо»
Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.
На протяжении всего проекта
2.11.
С/ р игра: «Делаем прическу кукле Кате»
Активизация и развитие речи детей, учить связывать сюжетные действия с названием роли,
На протяжении всего проекта
2.12.
С/ р игра: «Кукла Маша пошла на прогулку»
Активизировать и развивать речь детей, раскрывать игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
На протяжении всего проекта
2.13.
Д/И «Лото»
Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительных и родительных падежах)
На протяжении всего проекта
2.14.
Д/и «Чудесный мешочек»
Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
На протяжении всего проекта
2.15.
Д/и «Большой, средний, маленький»
Формирование элементарных математических представлений, развитие слухового внимание, учить сочетать имена существительные с прилагательными
На протяжении всего проекта
2.16.
Д/и «Кто, что ест?»
Закреплять знания детей о животных, развивать мышление, внимание, речь.
На протяжении всего проекта
2.17.
Д/ и: «Овощи и фрукты»
Научить различать фрукты и овощи. Обогащать и развивать словарный запас, учить правильно произносить название фруктов и овощей.
На протяжении всего проекта
2.18.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 1,5 – 3 лет»
Познакомить родителей с особенностями развития речи у детей раннего дошкольного возраста.
Январь 2020 г.
2.19.
Консультация для родителей «Игры в кругу семьи»
Познакомить родителей с ролью дидактических игр в развитии речи у детей.
Февраль 2020 г.
2.20.
Папка передвижка «Дидактические игры по развитию речи»
Познакомить родителей с дидактическими играми по развитию речи.
Апрель 2020 г.
Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 1,5 – 3 лет»
Рассказать родителям об особенностях речевого развития детей. Познакомить с результатами диагностики.
Февраль 2020 г.
2.22.
Родительское собрание «Мы подрасли немножко»
Подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год»
Май 2020 г
Заключительный (май 2020 г.)
3.1.
Провести диагностику развития речи у детей
Выявить уровень развития речи детей.
18.05.20 г. – 22.05.20 г.
3.2.
Обобщить опыт работы
18.05.20 г. – 22.05.20 г.
Список использованной литературы:
Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет. 2-е изд. – М. : ОЛМА 2013
Л. Н. Смирнова «Развитие речи у детей 2 – 3 лет». – М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2006 г.
О. П. Власенко. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа. Изд. : Учитель, 2010 г.