Инна Бринзова
Проект по развитию познавательной деятельности дошкольников при реализации программы «Разговор о правильном питании«
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» разработана сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании «Нестле».
Цель программы – сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Публикация «Проект по развитию познавательной деятельности дошкольников при реализации программы „Разговор о правильном питании„» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Для полноценной реализации данной программы мы приобрели разнообразную методическую литературу. Внедрение данной программы мы решили начать с подготовительной группы. Количество детей в этой группе составляет 25 человек. Нами была разработана диагностика для выявления знаний детей.
Занятие планируется один раз в месяц, длительность занятия – 30 минут, но основная работа протекает в свободное от занятий время.
Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то при разработке данной методики мы использовали разные типы игр: игры – занятия, игры – путешествия, сюжетно – ролевые, дидактические игры, при этом обязательно учитывались возрастные особенности детей.
Данная методика предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают исследования специалистов, небольшое количество родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Поэтому непосредственной работе с детьми должна предшествовать работа с родителями. Основная задача педагога - сделать родителей своими союзниками.
Цель: совершенствовать знания детей о правильном питании посредством развития познавательной активности.
Задачи:
- актуализировать, систематизировать и дополнить представления детей о правильном питании;
- формировать навыки здорового питания, как составляющей здорового образа жизни;
- развивать интерес к национальным традициям, связанным с питанием;
- взаимодействовать с родителями по вопросам организации правильного питания детей
Формы работы:
- игра – занятие
- игра – путешествие;
- познавательный рассказ;
- беседа;
- проблемные ситуации;
- практикумы;
- творческая мастерская;
- детская лаборатория;
- дидактические игры;
- составление рассказов;
продуктивная деятельность;
сюжетно – ролевая игра.
Методы, использованные в работе с детьми:
- игровой, наглядный, словесный, практический, мотивационный, сотворчества, проектный, опытно – экспериментальный.
Перспективное планирование
Тема: "Если хочешь быть здоров"
Цель: сформировать представление о важности правильного питания
1. Игра – занятие «Если хочешь быть здоров»
Цель: сформировать представление о важности правильного питания.
2. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Что сначала, что потом. Режим дня»
Цель: обсудить с детьми, почему необходимо выполнять режим дня, учить составлять рассказ, соблюдая последовательность.
Тема: "Самые полезные продукты"
Цель: дать детям представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. научить выбирать самые полезные продукты
1. Целевая прогулка в магазин.
Цель :Познакомить детей с отделами магазина, закрепить профессии (кто работает в магазине). Воспитывать культуру общения между продавцом и покупателем.
2. Д/и «Полезно – не полезно»
Цель: закреплять знания о вредных и полезных продуктах.
3. Обсуждение проблемной ситуации «Незнайка и продукты питания»
Цель: активизировать интерес детей к ведению здорового образа жизни, формировать осознанное отношение к правильному питанию, учить использовать полученные ранее знания.
4. Продуктивная деятельность «Посадка лука»
Цель: закреплять знания о луке, как полезном продукте, формировать практические знания о посадке лука
Тема: "Удивительные превращения пирожка"
Цель: дать представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания
1. Детская лаборатория «Превращения пирожка»
Цель: расширять кругозор детей, познакомить с тем, что происходит с пищей, после того, как она попадает к нам в рот.
2. Знакомство с правилами здорового питания
Цель: рассказать детям – почему необходимо принимать пищу несколько раз в день, учить детей соблюдать правила здорового питания.
Тема: Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной
Цель: сформировать у детей представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню
1. Игра – путешествие «В гости к Крупеничке»
Цель: познакомить детей с историей возникновения каши, с зерновыми культурами, из которых готовятся каши, с добавками, которые помогут сделать кашу вкусной.
2. Творческая мастерская «Сделаем кашу вкусной»
Цель: учить детей использовать полученные ранее знания в практической деятельности.
Тема: "Плох обед, если хлеба нет"
Цель: формирование представления об обеде, как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре
1. Экскурсия на пищеблок. Рассказ повара о продуктах, которые необходимы для приготовления борща, их пользе.
Цель: показать важную роль повара в детском саду.
2. Д/и «Приготовь обед»
Цель: закреплять знания детей о том, какие продукты необходимы для приготовления обеда.
3. Обсуждение проблемной ситуации «Незнайка и обед»
Цель :активизировать интерес детей к ведению здорового образа жизни, формировать осознанное отношение к правильному питанию.
4. Продуктивная деятельность «Меню для Незнайки»
Цель: учить использовать полученные ранее знания в практической деятельности.
Тема: "Полдник. Время есть булочки"
Цель: познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов
1. Детская лаборатория «Молоко – оно зачем?»
Цель: развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности, расширять представления детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма.
2. Д/и «В какие блюда входит молоко»
Цель: развивать познавательную деятельность детей, учить называть блюда и напитки, имеющие в своем составе молоко. Дать домашнее задание: узнать у родителей дополнительно о блюдах, в состав которых входит молоко.
Тема: "Пора ужинать"
Цель: формирование представления об ужине, как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе
1. Компьютерная презентация на тему «Полезное меню для ужина»
Цель: поддерживать у детей познавательный интерес, обогащать представления детей о продуктах, .которые лучше всего употреблять вечером.
2. Сюжетно – ролевая игра «Семья» сюжет «Готовим полезный ужин»
Цель: знакомить детей с разнообразием трудовых операций, в которых они могут участвовать дома, закреплять знания детей: что полезно есть на ужин.
Тема: "Где найти витамины весной"
Цель: познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека
1. Практикум «Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека»
Цель :познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека; развивать любознательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
2. Продуктивная деятельность «Посадка семян огурцов, помидоров, перца на рассаду»
Цель: закреплять знания об овощах, о необходимости использования их в рационе питания, формировать практические знания о посадке семян.
Тема: "Как утолить жажду"
Цель: сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков
1. Познавательная беседа «Значение жидкости для организма человека»
Цель: формировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
2. Компьютерная презентация на тему «Самые полезные напитки»
Цель: формировать у детей представление о том, какие напитки полезные, а какие вредные и почему.
Тема: "Что надо есть, если хочешь стать сильным"
Цель: сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни 1. Встреча с тренером детской футбольной команды
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами спорта, с доступными сведениями из истории спорта; с режимом питания спортсменов, расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Д/и «Угадай вид спорта»
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами спорта, учить отгадывать по описанию и называть их.
3. Обсуждение проблемной ситуации «Незнайка и спорт»
Цель: активизировать интерес детей к ведению здорового образа жизни, формировать осознанное отношение к правильному питанию, учить использовать полученные ранее знания.
Тема: "На вкус и цвет товарищей нет"
Цель: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов
1. Д/и «Чудесный мешочек. Угадай на вкус»
Цель: знакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, учить детей различать на вкус и называть овощи и фрукты.
2. Творческая мастерская «Помощники»
Цель: знакомить детей со способами приготовления фруктового салата, учить использовать свои знания при практическом выполнении задания.
Тема: "Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты"
Цель: познакомить детей с разнообразим фруктов. ягод. овощей, их значением для организма
1. Творческая мастерская «Загадки и отгадки»
Цель: учить применять при разгадывании загадок свои знания о продуктах питания, об их качествах, свойствах, времени употребления.
2. Творческая мастерская «Помощники»
Цель: знакомить детей со способами приготовления овощного салата, учить использовать свои знания при выполнении задания, украшать изделие.
3. Высадка рассады на огороде
Цель: закреплять знания об овощах, о необходимости использования их в рационе питания, формировать практические знания о высадке рассады.
Работа с родителями
Наглядная информация
«Советы для здорового образа жизни»
Цель: познакомить родителей с организацией здорового образа жизни в семье.
«Откуда хлеб пришел»
Цель: знакомить родителей с историей возникновения хлеба.
Консультация:»Здоровое питание дома»
Цель: актуализировать и дополнить знания родителей о использовании в своем рационе питания полезных продуктов.
Консультация «Формирование культуры питания в семье».
Цель: познакомить родителей с приемами и методами: формирования полезных привычек у детей.
Консультация «Витамины на подоконнике»
Цель: систематизировать представления родителей о полезных продуктах, которые можно вырастить на подоконнике.
Консультация «Как формировать у детей осознанное отношение к здоровью»
Цель: систематизировать представления родителей о культуре здоровья, о методах и приемах организации этой работы дома.
Консультация «Питание детей в летний период»
Цель: познакомить родителей с рационом детского питания в летний период.
Круглый стол «вконтакте» Как правильно составить домашнее меню (сбалансированное питание).
Цель: организовать обмен мнениями и опытом по организации питания дома.
Презентация на тему: «Полезные блюда русской кухни»
Цель: познакомить родителей с традиционной русской кухней, показать полезность блюд русской кухни.
Домашнее задание:
Совместный с детьми проект : «Любимое блюдо нашей семьи»
Цель: рассказать о различных возможностях организации совместной деятельности с детьми.
Совместный с детьми проект : «Самый полезный витаминный напиток»
Цель: рассказать об обучающем значении данной работы, предложить по итогам работы сформировать возникшие у них вопросы.
Беседа о соблюдении режима питания дома в выходные.
Цель: напомнить о необходимости соблюдения режима питания.
Оценка эффективности
• Значительно расширился диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.
• У детей повысилась осведомленность о правилах здорового питания.
• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья.
• Родители и дети отмечают, что стали больше времени уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания, полученные на занятиях и консультациях.
• Повысилась убежденность детей в бесценности своего здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни, но и пропагандировать его.
• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.