Наталья Пащенко
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5–7 лет) «Юные писатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект подготовила воспитатель Пащенко Натлья Никеолаевна
Актуальность.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Публикация «Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5–7 лет) „Юные писатели“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Основная часть
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта : ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Задачи:
1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе
2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литературы.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
2. Предполагаемый результат
1. Использование родителями семейного чтения, как средства всестороннего развития ребенка
2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимодействовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека).
3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художественной литературы.
4. Положительная динамика речевого развития детей.
5. Формирование потребности в семейном чтении.
2
3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта
Формы работы
• Чтение художественной литературы в группе и семье.
• Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
• Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
• Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми.
• Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые воспитателями
• Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями.
• Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику.
• Консультирование родителей по вопросам семейного чтения.
Основные принципы проекта
1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей.
2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Этапы реализации проекта
I этап – Диагностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: январь
II этап – Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия родителями и детьми. .Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: январь-февраль.
III этап – Практический : реализация планов взаимодействия с родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: январь-февраль.
IV этап - Заключительный. Подведение итогов проекта познавательно-речевого развития детей. Срок: февраль
Заключение к проекту "Юные писатели"
Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.
Возможность распространения проекта на локальном уровне : внед-рение проекта «Юные писатели» в других группах ОО.
На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ОО); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.
3
Вывод
Познавательное и речевое развитие детей является чуть ли не главными аспектами в образовании детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира, чтением книг и стихов, как с воспитателем и с родителями. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.