Лилия Валиева
Проект по развитию моторики рук «Умелые ручки» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
"Умелые ручки
Для детей 2-3 лет
Разработала: Валиева Л. Ф.
Вид проекта : творческий
Цель проекта :Развитие мелкой моторики и координации движении рук у детей раннего возраста через различные игры.
Задачи:Способствовать совершенствованию речи, и словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
Улучшать моторику и координацию движений кистей и пальцев рук детей раннего возраста.
Публикация «Проект по развитию моторики рук „Умелые ручки“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, усидчивость.
Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.
Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.
Закрепить проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Введение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Актуальность темы для меня важна, потому что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им трудно собрать пазлы, мозайки. Они отказываются от лепки. Не успевают за ребятами на занятиях. Чувствуют себя неуверенными. Это влияет на эмоциональное благополучие, самооценку. С течением времени формирует школьные трудности.
Проблема
Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что у многих детей не сформированы навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук.
Приобретут подвижность и гибкость кисти, точность, ловкость в движениях пальцев рук; исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;
- повысится уровень развития координации внимания, памяти;
- обогатится эмоциональная сфера ребенка, накопление двигательного опыта;
- увеличится словарный запас детей, речь станет более эмоциональной и выразительной;
- родители будут заинтересованы актуальностью данной темы, станут единомышленниками в осуществлении данного проекта.
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
1. Этап. Подготовительный этап
• Подготовительно-организационный этап:
- определение темы, целей и задач, содержания проекта,
подбор диагностической методики для изучения уровня развития мелкой моторики у детей 2-3 лет.
Изучение методической литературы;
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год;
изучить игровые технологии, методы и приемы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;
составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;
-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Октябрь
Пальчиковые упражнения «Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья», «Кошки-мышки», «Капустка», «Сорока», «Пальчики здороваются»
Упражнения с крупой «Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон»
Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов»
Игры со шнурками «Весёлый шнурок», «Разноцветные клубочки», «Развяжи бантик»
Игры с крышками от бутылок
Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Дидактическая игра «Цветные вкладыши»
Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.
НОЯБРЬ
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Пальчиковая игра «Овощи»
Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.
ДЕКАБРЬ
Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Дидактическая игра «Сухой бассейн» Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковая игра «Фрукты»
Цель: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики в течение реализации проекта
Консультация «Значение развития мелкой моторики для малышей». Обогащение родительского опыта в воспитании детей
Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома в течение реализации проекта
Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Памятки для родителей
Диагностика
Для того чтоб определить уровень развития мелкой моторики малыша предложила задания в игровой форме. В исследовании принимали участие в начале (октябре) 15 детей второй группы раннего возраста, средний возраст детей 2 года. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста прошел в двух этапах при помощи двух методик.
Для оценки гибкости мелкой моторики детей использовалась методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О. И. Крупенчук.
Цель методики: определить уровень развития кинестической основы движений мелкой моторики рук – умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу. Каждому ребенку предлагалось выполнить 2 упражнения:
1) показать «Козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты, поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе;
2) показать «Ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак, поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе;
Для оценки координации мелкой моторики детей использовалась методика «Перебор пальцев» Е. И. Рогова.
Цель методики: определить уровень синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Эта методика включает пальчиковую игру «Ловкие пальчики». Ребенку давалось задание поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му
Распределение детей по уровням развития мелкой моторики осуществлялось на основе следующей шкалы:
Сформирован-3
В стадии формирования-2 Не сформирован-1
"2-основной этап
Начала работу по принципу от простого к сложному; с простых пальчиковых игр. Так как пальчиковые игры и упражнения – являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи. Ежедневно играли в пальчиковые игры «Молоточек», «кап-кап», «этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Ладушки-ладушки», «Мы капусту рубим, рубим», «Сорока-белобока»
Речевые подвижные игры «коза рогатая», «зайка-побегайка». Многим сложно было сделать рожки козлика, ушки зайчика, но мы старались.
Для развития мелкой моторики рук использовала массажные мячи. Они воздействуют на биологически активные точки, улучшают кровообращение, тонизируют мелкие мышцы на руках. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
С помощью родителей сделала сенсорные палочки. Они из разной фактуры: бархатной, наждачной, жатой, фольги. Каждый день во время режимных моментов использовали сенсорные палочки. Сенсорные палочки стимулируют у детей тактильные рецепторы ладоней.
Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Смысл состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг реб нка, и мозговая деятельность активизируется.
Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами.
Рисовали на манке, горохе, рисе. Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка, но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а следовательно, и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и на психике ребенка -как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.
Дидактическая игра «Чудо-магнитики». Эта игра знакомит детей 2-3 лет с формой, цветом, величиной и количеством предметов. Игры с магнитами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, способствуют формированию пространственно-образного мышления, чувственного восприятия и творческой фантазии малыша. Учат детей ориентироваться на плоскости.
3-этап Заключительный
Обобщение результатов работы.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: проектная деятельность проводилась в игровой форме. Во время игры максимально реализовалась ситуация успеха, следовательно, работа происходила естественно, не вызывая психического напряжения.
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме.
Овладели достаточным уровнем двигательной активности.
Улучшилась динамика развития мелкой моторики. Дети научились координировать движения пальцев и кистей рук, производить их более синхронно и слаженно, в нужном темпе, правильно распределять мышечную активность.
у всех детей отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
у детей возросла речевая активность, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Учитывая результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей 2-4 года жизни у 22 % детей высокие показатели гибкости пальцев рук, в стадии формирования 68%, низкий уровень 10%. Улучшилась координация и точность рук высокие показатели у 3 детей 14%. В стадии формирования 71%. Уменьшилось количество детей с низким уровнем.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, использованию различных игр для развития мелкой моторики, методических приемов позволила добиться положительных результатов.