Киреева Светлана
Проект по развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта :
Киреева Светлана Владимировна
Участники проекта :
Воспитатели группы, дети, родители.
Проблема
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
Публикация «Проект по развитии речи» размещена в разделах
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их речевого и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Ребенку недостаточно быть только физически здоровым: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности. В последние годы, несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но где налицо выраженный содержательный дефицит детско-родительских отношений. Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют причину, которая заключается в существенном снижении активности ребенка: эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой.
Анализ современной научно – методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что. действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
Наконец, театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. В связи с этим проблема, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Цель:
Формировать у детей младшего дошкольного возраста творческие и речевые навыки, посредствам театрализованной деятельности.
Задачи:
Вовлекая в театрализованную деятельность, знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствовать речь у детей, развивать её звуковую культуру, интонационный строй, активизировать словарь ребенка.
Посредством театрализованной деятельности приобщать детей к духовным ценностям, способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка: его чувств и глубоких переживаний, умения сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Через театрализованную деятельность способствовать формированию опыта социальных навыков поведения.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Появилась необходимость начать работу в данном направлении уже в первой младшей группе детского сада, так как именно в раннем возрасте дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, у них высокая потребность в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Поэтому театрализованная деятельность является универсальным средством гармоничного развития дошкольника и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого.
Гипотеза
Процесс развития речи детей будет протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности. Организация работы посредством театрализованной деятельности и знакомства с русским фольклором будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи детей.
Проектная деятельность будет способствовать расширению зоны общения ребёнка (с игрушками, сверстниками, взрослыми, его речевому развитию, стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса и работы по совершенствованию артикуляционного аппарата. Театрализованная деятельность поможет малышу получить яркие художественные впечатления, научит внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает принимать активное участие в действии.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей и прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских).
Тип проекта :
Педагогический, долгосрочный.
Сроки реализации:
Проект рассчитан на один учебный год в силу того, что дети в группе каждый год новые.
Разработка проекта :
проект реализуется в 3 этапа.