Наталья Маслакова
Проект по приобщению к истокам русской национальной культуры по декоративно–прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №117 «Рябинка»
ПРОЕКТ
по приобщению к истокам
русской национальной культуры
(декоративно – прикладное искусство)
1. Паспорт проекта
Актуальность
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
Публикация «Проект по приобщению к истокам русской национальной культуры по декоративно–прикладному искусству» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие друг с другом, родителями.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
В предверии праздника Дня народного единства в группе была организована выставка работ декоративно прикладного искусства «Секреты бабушкиного сундука», которым дети очень живо заинтересовались, возникало много вопросов: Что это такое? Как и из чего это сделано? В связи с интересом детей и была определена тема будущего проекта по приобщению к истокам русской национальной культуры - декоративно – прикладное искусство.
Цель проекта Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта
Образовательные:
1. Приобщать детей к русской национальной культуре.
2. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, с народной игрушкой- русской матрешкой
Развивающие:
1. Развивать творческую и трудовую активность, художественный вкус, интерес к искусству своего народа, его истории и традициям.
2. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к национальной культуре, истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
2. Получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками
Возраст воспитанников Дети средней группы 4-5 лет
Назначение проекта Информационно – творческий
Ожидаемый результат
Дети имеют представления :
- О видах народного декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды) ,
- о народной игрушке- русской матрешке
- о ложке расписной, да звонкой такой!»
- умеют составлять короткие описательные рассказы
- совместно с родителями в группе организована выставка –
музей предметов народного быта и культуры.
- создан альбом детских работ по декоративно- прикладному
искусству
Образовательный продукт Создание мини- музея декоративно- прикладного искусства, создание альбома детских работ по декоративно прикладному искусству.
Сроки и этапы реализации С 24.10.2022- 03.11.2022
Формы организации образовательной деятельности
Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, сюжетно – ролевые и дидактические игры, презентации, НОД (Фэмп, Развитие речи, рисование, аппликация, пластилинография) создание альбома детских работ
Ресурсное обеспечение
Дидактические материалы:
Куклы матрешки,
тематические альбомы: Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, дымковская игрушка.
Настольная игра лото «»Русский сувенир»
2. План мероприятий по реализации проекта
№ п/п Мероприятия Сроки проведения Участники
1 этап «Подготовительный»
1.1 Постановка проблемы.
24.10.2022 Дети, родители, педагоги группы
1.2 Определение цели проекта 25.10.2022 Педагоги группы
1.3 Определение источников информации (подбор и изучение методической литературы) 25.10.2022- 30.10.2022 Педагоги группы
1.4 Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта 25.10.2022- 30.10.2022 Педагоги группы
2 этап «Основной»
2. 1 Беседы:
Что такое народная игрушка?
«История русской матрешки»
«Ложка расписная- да звонкая такая»
2.2 Рассматривание тематических альбомов
Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, дымковская игрушка
2.3 Нод по развитию речи «Матрешка»
2.4 Нод по Изодеятельности «Расписная кукла»
2.5 Нод аппликация «Укрась тарелочку
2.6 Нод по ФЭМП «В гости к нам пришли матрешки»
2.7 Выставка работ декоративно- прикладного искусства «Бабушкин сундук»
2.8 Д/ игры:
«Подбери узор народной росписи»
«Народные промыслы»
Лото «Русский сувенир
2.9 Сюжетно ролевые игры
«В гости к матрешке»,
«Угостим матрешку чаем»
2.10 Приобщение к художественной литературе.
Авторская сказка для детей среднего дошкольного возраста «В некотором царстве, в деревянном государстве…».
В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки
2.11Приобщение к музыкальной культуре
Разучивание игры на ложках под песенное сопровождение
(подготовка к осеннему утреннику)
Прослушивание произведений
Весёлые матрёшки» музыка Ю. Слонова слова Л. Некрасовой
Мы веселые матрешки- вот какие крошки
2.12 Студия капельки радуги
«Русская рубашка»
2.13 Студия капельки радуги
«Сказочная гжель»
3 этап «Заключительный»
3.1 Создание мини- музея декоративно- прикладного искусства,
3.2 Создание альбома детских работ по декоративно прикладному искусству.
Вывод
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа
Дети стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.