Ирина Семенова
Проект по познавательному развитию с акцентом на безопасность «Безопасная дорога в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление дошкольного образования Администрации города ГлазоваМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30»
Проект
по познавательному развитию
с акцентом на безопасность
Безопасная
дорога в школу
Составили:
Воспитатель
Семенова Ирина Игоревна
г. Глазов
Содержание
1. Концептуальность
2. Актуальность проекта
3. Гипотеза
4. Сроки реализации проекта
Публикация «Проект по познавательному развитию с акцентом на безопасность „Безопасная дорога в школу“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
5. Участники проекта
6. Содержание проекта :
- Цель, основные задачи,
- Педагогические принципы
- Этапы реализации проекта
7. Ожидаемые результаты и продукты
8. Выводы
9. Литература
10. Приложения
Концептуальность
Дошкольное детство - это ненавязчивая подготовка каждого ребенка к самостоятельной школьной жизни. Именно в это время формируется личность ребенка, закладываются прочные основы жизненного опыта, осознанного бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей.
Знакомство детей основами здорового образа жизни и правилами безопасности позволит сформировать такие черты характера, которые позволят им преодолевать любые трудности и избегать опасных ситуаций в будущем.
Актуальность проекта.
Дети дошкольного возраста по своим физиологическим особенностям не всегда могут определить меру опасности, в различных ситуациях, встречающихся дома, на улице, в саду, не способны запомнить или предвидеть возможные условия техногенной, природной и социальной среды. Без подсказки взрослого ребенок может не увидеть потенциальную опасность, так как не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации.
В образовательнойорганизации работа осуществляется по общеобразовательной программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, где предусмотрено формирование первичных представлений безопасности ребенка. Данная же работа предполагает превышение первичных представлений, более подробное и приближенное к реальности изучение обстоятельств, в которые вероятно может попасть ребенок в современной быстроменяющейся действительности.
Проектная деятельность помогает разносторонне изучить тему, и развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза: благодаря целенаправленной и расширенной работе по формированию и расширению знаний детей о личной безопасности, будет осуществляется приобщение дошкольников к осознанному соблюдению правил безопасности, самостоятельному дифференцированию опасных ситуаций и попыток поиска выхода из них.
Сроки реализации проекта : 3 недели.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы 6-7 лет, их родители и воспитатели Д/с № 30 города Глазова.
Содержание проекта
Цель проекта : формировать у детей навыки осознанного выполненияправил личной безопасности в условиях своего дома, улицы, общественных мест и организаций, развивать навыки самостоятельного дифференцирования опасных ситуаций.
Основные задачи.
Для детей:
Образовательные.
o Обогатить знания детей по всем направлениям обеспечения личной безопасности : ситуации в квартире, в подъезде, на улице, на дороге, в общественном транспорте, при встрече с животными, в случае травмы, при встрече с хулиганами и незнакомым человеком, при предложении сверстниками опасных для здоровья красивых веществ, в школе, вобщественном транспорте, о правилах дорожного движения;
o прививать детям навыки ориентирования, самостоятельного дифференцирования опасных ситуаций, стремление предвидеть опасность;
Развивающие.
o развивать познавательный и исследовательский интерес к изучениюсовременного окружающего мира;
o развивать у детей навыки взаимодействия при выполнении различных проблемных ситуаций;
o развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
o развивать у детей умение анализировать игровую ситуацию, навыки самоконтроля;
o развивать внимательность, ответственность.
Воспитательные.
o формировать положительные морально-волевые качества;
o способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребё нка-дошкольника
o формировать навыки, стереотипы здорового образа жизни;
o воспитыватьтоварищеские взаимоотношения в группе, умение играть в команде.
Для педагогов.
o изучение и подбор литературы по теме;
o изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста;
o выявить педагогические условия формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей;
o объединить участников проекта : родителей и детей в рамках проекта;
o формирование проектной культуры.
Для родителей.
o повышение компетентности родителей в организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
o участие в совместных мероприятиях;
o участие в создании продуктов проектной деятельности.
Совместная деятельность с родителями.
Родители привлекались:
• к подготовке и участию в развлечении по безопасности;
• к участию в общем собрании по безопасности и подготовке детей к обучению в школе;
• принимали участие в составлении выставки художественной литературы по теме;
• оказывали помощь в подборе информации по теме, были оформлен альбом с фотографиями: «Мама спокойна, если я в безопасности!»;
• участие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Спасатель», «Добровольная народная дружина», «ДПС», «Скорая помощь».
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:
• просмотр видео, фотоматериалов по теме;
• игры;
• рассматривание иллюстраций;
• изготовление работ, сделанных в разных техниках;
• создание проблемных ситуаций, поисковая деятельность по теме проекта;
• организация выставки работ сделанных детьми;
Работа при реализации проекта основывалась на следующих принципах:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений безопасности и здоровом образе жизни.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений воспитания по личной безопасности воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о безопасном поведении в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Формированиестереотипов здорового образа жизни дошкольников продолжается в начальной школе.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный этап.
- изучение методической литературы по теме, имеющейся в детском саду, дополнительной и основной программ, передового опытадругих образовательных учреждений г. Глазова, опыт педагогов других регионов для дальнейшего использования.
- проведение начального опроса, в ходе которого выяснилось, что тема безопасности является востребованной как для детей, так и их родителей.
- обсуждение с детьми темы безопасного поведения показало, что существует довольно много ситуаций, правила поведения, в которых не известны детям. - Для заполнения этого пробела и была организована работа над проектом.
- подобран необходимый демонстрационный материал для занятий, художественные произведения по теме, музыкальные произведения, видеоролики и мультфильмы, составлены фотоальбомы.
- составлентематический план работы.
2. Основной этап. На втором этапе идет непосредственная работа намеченному плану.
В рамках совместной воспитательно-образовательной деятельности мы:
- рассматривали фотоальбомы и иллюстрации по всем направлениям обеспечения личной безопасности : ситуации в квартире, в подъезде, на улице, на дороге, в общественном транспорте, при встрече с животными, в случае травмы, при встрече с хулиганами и незнакомым человеком, при предложении сверстниками опасных для здоровья красивых веществ, в школе, в общественном транспорте, о правилах дорожного движения;
- читали художественные книги и энциклопедии по теме, отгадывали загадки;
- просматривали видеофрагменты и мультфильмы;
- проведен мастер-класс по правилам поведения на дорогах;
- проводили рейды по знанию правил дорожной безопасности среди воспитанников детского сада;
- составили картотеку игр по безопасности;
- велась изобразительная деятельностьв разных техниках «Украшение для пешехода», «Что опасно, а что безопасно», «Лучший подарок - это жизнь»;
- использовались дидактические игры «Викторина - Правила безопасности», «Детям знать положено правила дорожные», «Пожарная безопасность», «Безопасность - один дома»;
- разработана авторская дидактическая игра по всем направлениям личной безопасности «Шёл первоклассник в школу»;
- изготовлен игровой макет «По улицам города»;
- при совместной деятельности дети делились впечатлениями о безопасности, которые затем в виде советов включались в альбом «Береги себя»;
- составление и изготовление авторского дидактического игрового материала «Календарь безопасности» на каждый день.
3. Заключительный этап.
- проведение анализа результатов проекта, рассмотрены необходимость и соответствие подобранных игр и материалов, применяемых методов и приёмов в проведенных занятиях.
Провели повторное анкетирование родителей и опрос детей.
Предполагаемый результат
Дети будут знать:
• правила безопасности по всем направлениям обеспечения личной безопасности : ситуации в квартире, в подъезде, на улице, на дороге, в общественном транспорте, при встрече с животными, в случае травмы, при встрече с хулиганами и незнакомым человеком, при предложении сверстниками опасных для здоровья красивых веществ, в школе, в общественном транспорте, о правилах дорожного движения;
Дошкольники будут уметь :
•осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
•проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения;
•предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
•заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
•выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
•организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
•действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• Творчески мыслить и рассуждать.
Для родителей:
•осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
• получение новых практических знаний в общении с детьми в сфере физического воспитания;
• установление эмоционального контакта со своими детьми
Для педагогов:
•сформированная ориентация на реализацию информированного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Работа над проектом- попытка реализовать и показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях
• создание информационного и методического обеспечения практической деятельности педагогов по теме проекта.
Выводы.
Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии детей, стремлении к получению новых знаний, личностный рост. Дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия. Наблюдаются изменения между детьми и родителями - дети и родители заинтересованы в совместной деятельности.
Повторное анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству. Большинство опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка. Появился интерес к совместной проектной деятельности.
Результативность работы по проекту :
В результате проведения проекта у детей повысилась познавательная активность, пополнились знания о способах самозащиты и правилах безопасного поведения. Дети стали проявлять интерес играм и заданиям по безопасности, с удовольствием включаются в различную деятельность, связанную с познанием, отражают свои впечатления о безопасностив различных видах деятельности. Родители стали активными участниками педагогического процесса.
Литература
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Приложение №1
Наличие продукта интеллектуальной
собственности для обмена
Авторская дидактическая игра по безопасности для детей с 5лет «Шёл первоклассник в школу»
Увлекательная настольная игра предлагает представить детям старшего дошкольного возраста реальное путешествие из квартиры в школу и включает в себя ситуации по всем направлениям обеспечения личной безопасности : ситуации в квартире, в подъезде, на улице, на дороге, в общественном транспорте, при встрече с животными, в случае травмы, при встрече с хулиганами и незнакомым человеком, при предложении сверстниками опасных для здоровья красивых веществ, в школе.
Игра поможет в игровой форме формировать и закреплять знания по безопасности, развивать внимание, мышление и память.
Использовать игру можно как в образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.
Описание игры: Красочное пластиковое игровое поле размером 40х50 см раскладывается на любой ровной поверхности. Игрок кидает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее число ходов, двигаясь от старта (квартира) до финиша (школа). Взрослый читает соответствующее номеру правило на каждом новом ходе каждого игрока и второй выполняет задание.
Цель:формировать у детей навыки осознанного выполнения правил личной безопасности в различных условиях: в квартире, в подъезде, на улице, на дороге, в общественном транспорте, при встрече с животными, в случае травмы, при обнаружении подозрительных предметов, при встрече с хулиганами и незнакомым человеком, при предложении сверстниками опасных для здоровья красиво упакованных веществ, в школе, в общественном транспорте, о правилах дорожного движения.
Материалы: Красочное пластиковое игровое поле; кубик, фишки; карточки разного цвета соответствующие некоторым номерам ходов для выбора варианта действия, брошюра «Правила игры».
Правила игры:
В игре «Шел первоклассник в школу» игрокам предстоит преодолеть множество препятствий, прежде чем они доберутся до цели. Ходить фишками нужно, как и обычно, бросая кубик.
Препятствий на пути мальчика или девочки, идущих в школу может встретиться много, но помогут ему простые правила и знания.
Отправляясь в школу игрок обязательно должен захватить с собой «Портфель»; «Телефон» с номерами мамы, папы, бабушки, дедушки, соседки, друга, подруги; «Карточка ФИО» - Карточка со своими контактными данными: имя, фамилия, адрес, телефонные номера родителей. Другие карточки игроки получают, выбрав правильное решение ситуаций. И дальше при использовании её - отдает обратно ведущему. Если нужной карточки нет - придется обратно возвращаться или ход пропускать, чтобы посоветоваться по телефону или самому подумать, как поступить. Карточки «Портфель», «Телефон», «Карточка ФИО» можно использовать сколько нужно раз, а остальные только один раз.
Во время игры нельзя обмениваться предметами или покупать друг у друга.
Приложение №2
Фотоматериалы