Ирина Лярская
Проект по познавательно-речевому развитию «Люби и знай природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: психологи утверждают, что дошкольный возраст сензитивен для познавательного развития. После семи лет мы сколько угодно будем развивать мышление ребёнка, но это будет лишь его тренировка, накопление знаний, так как основные умственные операции уже заложены и развиты. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы познавательного развития дошкольников.
Публикация «Проект по познавательно-речевому развитию „Люби и знай природу“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Важную роль в познавательном развитии дошкольников играет овладение ими систематизированными знаниями, так как они дают большой эффект в развитии умственной деятельности ребёнка, влияют на развитие способов его познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности.
Цели:
-научить детей видеть единство и разнообразие природы;
-учить рационально использовать и охранять природу;
-разбираться во взаимосвязях между объектами природы;
-формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру, умение воспринимать и оценивать прекрасное во взаимоотношениях людей и природы.
Задачи:
-развивать активность и самостоятельность детей, учить их понимать закономерности, лежащие в основе природных явлений.
-раскрывать творческий и нравственный потенциал детей, воспитывать в них чувство ответственности человека за окружающий мир через познание самого себя.
-учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях.
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой;
По времени проведения: краткосрочный
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Методическое подкрепление:
1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».
2. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу».
4. Миронов В. А. «Двенадцать месяцев года».
5. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах».
7. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?».
Материально-техническое обеспечение:
Материал для рисования и лепки, альбомы: «Времена года», «Красная книга Мордовии», «Зимующие и перелетные птицы», демонстрационные наборы карточек «Деревья», «Цветы», атрибуты для театральных игр, картины с изображением животных и их детенышей, пейзажные картины, аудиозаписи: «Голоса птиц и зверей», «Птицы в лесу», «Дождь», плоскостное изображение леса и его обитателей.
Сроки реализации проекта :
20.04.2014 г. -13.05.2014 г.
Предполагаемый результат:
- проявление интереса к объектам и явлениям природы;
– воспитание бережного отношения к природе;
- овладение навыками по обобщению полученных данных, установлению причинно-следственных связей;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, материал, звучание и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор игрушек, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;
- беседы с родителями о важности данной проблемы;
- оформление папки-передвижки «Этот богатый мир природы».
Деятельность, совместная с детьми:
- целевые прогулки на клумбы ДОУ, огород;
- наблюдение за объектами природы в естественных условиях;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- просмотр видеозаписей телепередач о природе.
Виды деятельности
1. Игровая:
Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги», «Танец птиц», «Бабочки»,
«Четыре стихии».
Дидактические: «Назови детенышей», «Откуда что берется?», «С какого дерева листок?», «Когда это бывает?», «Чудесный мешочек».
Сюжетно-ролевые: «Путешествие в лес», «Цветочный магазин», «Винни-Пух идет на луг за медом».
Театрализованные: «Прогулка в лес», игры-импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами", ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя") .
2. Познавательная :
НОД «Весна», «Ай да береза!», «Весенние секреты».
Беседы «Береги природу», «Что будет, если?», «Труд сельчан весной».
3. Художественно-эстетическая:
Рисование: «Деревья в нашем парке», «Ромашки на лугу».
Лепка: «Птичье семейство» (с применением природного материала, «Колокольчики».
Аппликация: «Цветы луговые», «Подсолнух».
4. Речевое развитие :
Чтение рассказов: Л. Толстой «Солнце - тепло», К. Ушинский «История одной яблоньки», И. Соколов-Микитов «Скворцы».
Заучивание стихотворения И. Даренского «Солнышко».
Стихи и загадки о растениях, животных, насекомых, явлениях природы, временах года.
Составление творческих и описательных рассказов «Лето в деревне», «Мое любимое время года», «Расскажи о весне».
5. Взаимодействие с родителями:
Консультации «Досуг с ребенком на природе», «Влияние природы на духовное состояние ребенка».
Беседа «Учите детей любить живую природу».
Информация на стенде «Азбука поведения в природе».
Анкетирование «Мое отношение к природе».