Мария Артёмова
Проект по ПДД в средней группе «Малыши с рождения за безопасное дорожное движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта по ПДД в средней группе
«Малыши с рождения За безопасное Дорожное движение»
Участники проекта : дети 4-5лет, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации: долгосрочный(1 год)
Вид: творческий, познавательный
Публикация «Проект по ПДД в средней группе „Малыши с рождения за безопасное дорожное движение“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проблема проекта : Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Гипотеза: использование продуктивных видов деятельности по формированию основ безопасного поведения дошкольников повысит интерес к данной теме.
Объект проекта : Процесс формирования основ безопасного поведения дошкольников
Предмет проекта : продуктивная деятельность,как средство формирования мотивации у дошкольников к изучению правил дорожного движения.
Форма организации: групповая, индивидуальная, семейная; совместная и самостоятельная деятельность детей
Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме - обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Наш век набирает темпы, и люди справедливо замечают, что сегодня для пешеходов и водителей характерна спешка. Все куда-то спешат, бегут, едут. Общество предоставляет человеку всё более удобные и скоростные средства передвижения.
Специалисты отмечают, что наша страна находится в фазе активного роста автомобилизации, но несмотря на то, что возросла интенсивность дорожного движения, культура взаимоотношений участников дорожного движения не сформирована : считается нормой перебегать дорогу на красный сигнал светофора, у большинства детей и взрослых отсутствует динамический стереотип безопасного поведения Основные нарушения пешеходов: переход проезжей части в неустановленном месте, не соблюдение требований сигнала светофора, выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта или иного объекта. В дорожно-транспортных происшествиях с участием детей 6 из 8 случаев произошли по вине самих детей, т. к. их поведение на дороге зачастую бывает непредсказуемым. Поэтому нас, педагогов волнует вопрос: как помочь детям и сделать и улицу, и дорогу безопасным.
Воспитание безопасного поведения на дороге есть часть воспитания индивидуального стиля жизни человека, целью которого является подготовка к жизни в обществе, в мире людей и машин. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мы особое внимание уделяем обучению детей правилам дорожного движения.
Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о правилах безопасного поведения на улице.
Задачи:
расширять знания детей о правилах безопасного поведения в транспорте и около него.
• выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что одному на дорогу выходить нельзя.
• формировать целостное представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребенка;
• знакомить детей с транспортными средствами : грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом;
• учить сравнивать виды транспорта между собой (автобус, троллейбус, трамвай; автомобили легковой и грузовой).
• расширять знания детей о профессии «водитель».
• развивать мелкую моторику и творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения.
• формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Образовательные области
Познавательное развитие
.
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
.
Предполагаемый результат
• создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда).
• формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
• формирование у детей знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.
Предполагаем, что к окончанию проекта дети будут знать :
• назначение светофора и каждого его сигнала;
• чем различаются проезжая часть и тротуар;
• какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
• составные части транспорта;
• кто такие пешеходы;
• об особенностях профессии «Шофер».
Этапы реализации проекта :
• 1 этап: «Подготовительный»
• постановка цели и задач;
• составление тематического плана по обучению детей ПДД;
• подбор и изучение методической литературы;
• подбор наглядно-иллюстративного материала;
• подбор художественной литературы по теме;
• изготовление атрибутов для занятий и сюжетно-ролевых игр;
• создание картотеки подвижных игр по теме ПДД;
• создание книжек – раскрасок «Виды транспорта»;
• создание книги сказок про ПДД;
• создание книги загадок про транспорт;
• создание презентаций по теме;
оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
Формы работы с детьми и родителями
Содержание знаний
СЕНТЯБРЬ
Занятия Ознакомление с окружающим. Тема: «Экскурсия по улице».
Цели: закрепить знания о частях улицы, познакомить с понятием «перекресток», дать понятие о сигналах поворота и их расположении у разных видов транспорта.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за транспортом: показать сигналы поворота т заднего хода и действия транспорта в соответствии с ними
Беседа «Как могут ехать машины» : уточнить особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами.
Дидактические игры и упражнения «Собери знак «Пешеходный переход» : составление изображения из 6-8 частей.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : по улице движутся разные автомобили, проезжают трехсторонний перекресток, включают световой сигнал и совершают поворот в соответствии с сигналами.
Игровые ситуации «Движение пешеходов» .
Определить предметы, ограничивающие обзор проезжей части на участке детского сада, двора.
Двигательная деятельность Перекресток на улице учимся переходить,не забываем смотреть по сторонам.
Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Работа с родителями Консультация: Сел в машину пристегни ремень.
ОКТЯБРЬ
Занятия Рисование. Тема: «Улица» :
Цели: учить передавать впечатление от экскурсии, изображать части улицы; проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, дома.
Конструирование. Тема: «Дороги и мосты».
Цели: учить строить дороги разной ширины, в соответствии с этим определять и строить мосты для пешеходов, транспорта.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка по тротуару: ввести правило, что нельзя подлезать под ограждения.
Беседа «Это опасно» : показать опасность преодоления заграждений на проезжей части улицы.
Сюжетно – ролевые
игры «Улица» : дети едут на велосипедах, в ладони – импровизированный сигнал поворота (желтый кружок на резинке). Дети разжимают по мере необходимости кулачок, показывают желтый кружок – сигнал поворота.
Игровые ситуации «Движение пешеходов» : макеты и машины разного размера.
Двигательная деятельность Езда на велосипеде с поворотами направо – налево.
Чтение Л. Новгорудский «Движется – не движется»
Другие формы работы с детьми фильм «Загадки улицы».
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Учите ребенка выходить из дома спокойно, не торопясь
• Приучайте перед выходом из двора на улицу останавливаться
• Упражняйте в определении безопасного места для игры
• Учите детей переходить улицу, не торопясь, не перебегая, но достаточно быстро по «зебре», по знаку «Пешеходный переход»
• Особое внимание при переходе улицы обращайте на стоящий транспорт и скрытую опасность
НОЯБРЬ
Занятия Аппликация. Тема: «Наша улица».
Цели: учить разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять пешеходный переход, дома, деревья, наклеивать их.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к стоянке транспорта (знак «Стоянка транспорта») : познакомить с новым знаком и поведением около стоянки автотранспорта.
Наблюдение за движением автотранспорта : продолжать знакомить детей с сигналами поворота транспорта и их местонахождением (впереди, сзади, сбоку).
Беседа «Опасность около стоящих машин» : дать знания о том, что из-за стоящей машины может выехать другая.
Дидактические игры и упражнения «Собери знаки» («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса, и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки») : составление из частей и наложение одной формы на другую, используя мозаику, детали конструктора, плоскостные и объемные фигуры.
Игровые ситуации «Чего не хватает на перекрестке» : уточнить составные части: «зебра», светофор.
Чтение В. Суслов «Его сигнал для всех закон»
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Покажите детям место стоянки автомашин, обозначение его дорожным знаком, объясните возможную опасность перехода проезжей части улицы вблизи стоянки.
• Учите детей находить место сигналов поворота у автомашин, определять, в какую сторону машина выполняет поворот и возможную опасность для пешеходов.
• Учите детей определять, где поворачивает транспорт
• Акция «Дорога символ жизни»(создание фильма про акцию)
ДЕКАБРЬ
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к таксофону: уточнить его назначение, познакомить со знаком «Телефон».
Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта : направо, налево, вперед, назад, стоит на месте, определять местонахождение сигналов.
Беседа «О чем говорят сигналы на транспорте» : закрепить знание сигналов поворота и движения назад у транспорта.
Дидактические игры и упражнения «Позвоним по телефону» : упражнять в правилах телефонного этикета, закрепить знания о знаке «Телефон».
Сюжетно – ролевые игры «Транспорт» : по улице ездят грузовые и легковые автомашины, автобусы. «Скорая помощь» едет на вызов к больному, другие автомобили уступают ей дорогу, чтобы она быстрее приехала на помощь.
Двигательная деятельность Катание на ледяной горке: учить обращать внимание на тех, кто находится в зоне спуска.
Чтение А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо»
Другие формы работы с детьми фильм «Разноцветные друзья»
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Учите ребенка определять безопасное место для катания на санках, лыжах.
• Проследите, чтобы спуск с горки не выходил на проезжую часть
• Отметить дипломами активных родителей участников акции. и детей нарисовавших рисунки на выставку рисунков по пдд.
ЯНВАРЬ
Занятия Конструирование. Тема: «Транспорт на улице».
Цель: учить делать грузовой, легковой, пассажирский транспорт из бумаги, используя прием сгибания листа бумаги пополам, дополняя работу аппликацией.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка по двору: отметить то, что ограничивает обзор проезжей части двора.
Целевая прогулка к остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения – посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди).
Беседа «Кто должен заходить первым в транспорт» : уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей
Дидактические игры и упражнения «Собери знаки» («Телефон», «Стоянка транспорта», «Пешеходный переход» и др. по желанию) : составление из частей, наложение одной формы на другую.
«Кто больше знает» : закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : транспорта и пешеходы движутся на Т-образном перекрестке, водители сигнализируют желтыми кружками повороты.
Чтение С. Михалков «Одна рифма»
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Учите детей определять предметы, ограничивающие обзор части двора (кусты, деревья, стоящие машины, и скрытую за ними опасность.
• Показывайте детям пример поведения на улице
ФЕВРАЛЬ
Занятия Рисование. Тема: «Девочка идет по тротуару».
Цели: учить изображать фигуру человека, передавая относительную величину частей тела. Закреплять представление о частях улицы и правилах поведения при ходьбе по правой стороне тротуара.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение движения автотранспорта : упражнять в определении скорости движения машин (быстро – медленно проезжают мимо деревьев, зданий).
Беседа «Разные виды перекрестков» : познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть дороги.
Дидактические игры и упражнения Игра - макет «Пешеход -дорога» : закреплять правила поведения на улице.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : пешеходы и водители выполняют правила движения в соответствии с сигналами светофора.
Игровые ситуации «Движение пешеходов» : выход из-за снежного вала, забора, кутов (моделирование на макете).
Чтение Н Мигунов «Друг светофора»
Другие формы работы с детьми фильм «Новые приключения Хрюши и его друзей»
Предложить детям вырезать и наклеить Т – образный перекресток, обыграть движение на нем с маленькими машинками
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• При переходе проезжей части учите детей прислушиваться к шуму приближающего транспорта, который может быть опасен (машины, мотоциклы)
• Упражняйте детей в определении скорости движения автотранспорта (быстро – медленно)
МАРТ
Занятия Аппликация. Тема: «Машины на дороге» :
Цели: учить делать прямые разрезы, составлять изображение предмета из нескольких частей; закреплять правила поведения на дороге.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к стройке: познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено».
Беседа «Здесь строительство идет» : уточнить правила поведения вблизи строительства.
Дидактические игры и упражнения Игры с экзаменатором (дорожные знаки, правила поведения).
«Собери знаки» : составление изображения из нескольких частей, закрепление знания дорожных знаков и правил поведения на дороге.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : машины движутся по улице, останавливаются в соответствии со знаками «Больница», «Пункт питания».
Игровые ситуации «Ушки – слушки» : побуждать слышать, различать и называть звуки улицы.
Чтение Р. Фархади «Светофор».
Другие формы работы с детьми Совместный ручной труд с воспитателем: изготовление транспорта из бросового материала.
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Закрепите с детьми знание знака «Движение пешеходов запрещено».
• Формируйте представление о том, что проход в опасных местах грозит бедой.
АПРЕЛЬ
Занятия Рисование. Тема: «Улица».
Цель: побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, кусты, движение транспорта в двух направлениях и т. д.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение».
Беседа «Опасности на дороге»
«Как выходить из автобуса» : уточнить правила поведения в общественном транспорте.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : по улице едут разные автомобили, светофор регулирует двустороннее движение.
Чтение А. Клименко. «Когда мы пассажиры»
Я. Пишумов. «Дорожная азбука».
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Пронаблюдайте с детьми на дороге правостороннее движение транспорта
• Уточните правила перехода через дорогу
МАЙ
Занятия Конструирование. Тема: «Улица» (коллективная работа).
Цели: учить создавать коллективную постройку, используя полученные впечатления; побуждать строить дома, гараж, проезжую часть, транспорт.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребенок.
Беседа «Как вести себя в транспорте» : уточнить правила культуры поведения в общественном транспорте.
«Если ты потерялся» : уточнить знание домашнего адреса.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : по улице едут разные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила движения
Игровые ситуации «Движение пешехода» макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера.
Чтение А. Барто «Любочка».
Другие формы работы с детьми Опыты: «Что мы видим под зонтом» : показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы.
Работа с родителями Рекомендации для родителей:
• Объясните ребенку, что открытый зонт может помешать увидеть приближающийся транспорт при переходе через проезжую часть улицы, поэтому при пользовании зонтом надо быть внимательным.
• Показывайте ребенку пример поведения на улице
ИЮНЬ – АВГУСТ
Целевые прогулки, наблюдения Целевые прогулки к проезжей части улицы :
1. наблюдать за транспортом, сигналами, которые подает транспорт, показать аварийный сигнал;
2. наблюдать за тем, как стоящая большая машина закрывает маленькую легковую, которая находится за ней;
3. наблюдать за порядком на улице, уточнить знания о том, кто заботится о чистоте.
Беседа «Где можно кататься на велосипеде» : уточнить правила
Дидактические игры и упражнения «Собери знаки» («Движение пешеходов запрещено», «Телефон», «Двустороннее движение») : составление изображения из нескольких частей с использованием разных материалов.
Сюжетно – ролевые игры «Улица» : включение в дорожное движение знаков «Телефон», «Больница», «Пункт питания».
Игровые ситуации «Играть на улице нельзя» .
«Бабушка на другой стороне улицы».
Двигательная деятельность Обучение езде на двухколесном велосипеде:
1. Взрослый держит за седло и за руль.
2. Взрослый держит за седло.
3. Взрослый идет рядом.
4. Учить садиться на велосипед самостоятельно.
5. Учить выполнять поворот.
Чтение С. Михалков «Велосипедист».
Работа с родителями Тематический стенд: «Ребенок на улице» : что дети должны знать, находясь на улице (знаки, правила)
Рекомендации для родителей:
• Постоянно объясняйте детям, что:
- для игры во дворе надо выбирать безопасное место;
- нельзя играть вблизи стоящих машин, подходить к ним, трогать, брать предметы, находящиеся в чужой машине;
- не надо садиться в чужую машину, нужно отказываться от приглашения покататься с незнакомыми людьми;
- нельзя брать угощение от незнакомых людей;
- нельзя брать в руки чужие предметы и свертки, лежащие на улице, даже если очень хочется (это опасно).
• При движении по тротуару не разрешайте детям залезать, подлезать, перелезать через ограждения, играть на них, (объясняйте причину).
• При поездке с ребенком в транспорте удобнее занимать место по ходу движения, чтобы увидеть дорожную обстановку.
• В случае аварии с машиной нужно по возможности быстрее покинуть ее и отойти подальше от транспортного средства.