Иванова Лариса
Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы «Движение + движение»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад «Колосок»
Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы
«Движение + движение»
Воспитатель 1 категории: Иванова Лариса Владимировна.
Актуальность проекта.
" Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы „Движение + движение“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, – воспитание здорового человека.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Цель проекта.
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в МБДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Познакомить детей c здоровыми принципами питания, витаминами.
Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
Задачи проекта.
Оздоровительная
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
4. Удовлетворение потребности детей в движении.
Образовательная
1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
5. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательная
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
3. Воспитывать положительные черты характера;
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный
Определение проблемного поля, формирование концепции по оздоровительной деятельности. Разработка проекта по направлению “здоровье”. Планирование работы с детьми, родителями и педагогами.
Практический
I этап – Эмблема. Гигиена;
II этап – Овощи и фрукты («Приключения в стране витаминов»);
III этап – Закаливание (точечный массаж). Первая помощь;
IV этап – «Движение с радостью»;
V этап – Взаимодействие с родителями (консультация).
Аналитический
Анализ деятельности.
Обобщение и систематизация опыта,
портфолио проекта.
Участники проекта.
Участники проекта :
дети 5-6 лет, родители,
инструктор по физической культуре,
воспитатель группы,
медицинская сестра,
музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня физической готовности;
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
4. Сформированность гигиенической культуры;
5. Улучшение соматических показателей здоровья;
6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.
Ресурсное обеспечение.
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный участок на территории МБДОУ.
3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.).
5. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.
Продолжительность проекта : 6 дней.
Формы реализации.
- Занятия по познавательной деятельности;
- Беседы с детьми и родителями;
- Игровая деятельность;
- Выполнение работ по изобразительной деятельности;
- Организация тематических центров по проекту;
- Оформление фотоальбома наших впечатлений.
Принципы реализации проекта :
- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
План реализации проекта.
Понедельник
Постановка проблемы.
Выдвижение гипотез – путей решения. Планирование деятельности, выбор форм продукта.
Рисование эмблемы (спортивный мяч).
Тема дня: «Гигиена».
Цели дня: закрепление знаний детей о культуре гигиены, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Конкурс на самый аккуратный стол.
Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков) :
Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек) :
Совместная игра «Мяч по кругу» :
Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?».
Вторник
Тема дня: Овощи и фрукты. «Приключения в стране витаминов».
Цели дня: Расширять представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.
Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
Дидактические игры: «С какого дерева упало»; «Вершки и корешки»; «Овощи и фрукты»; «Узнай на вкус».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин».
Подвижная игра : «Овощи и фрукты» :
Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне группы находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в свое лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко.
Беседа: Где живут витамины?
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе».
Лепка: «Репка».
Среда
Тема дня: Закаливание (точечный массаж). Первая помощь.
Цели дня: Знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи, точечным массажем. Расширение представлений о пользе закаливания.
Викторина: «Ситуации» :
1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.
Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы?
2. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и порезала руку.
Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь?
3. Во дворе жгли листву. Дети находились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила ожоги.
Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь?
Загадки: природе от солнца бывает загар
В доме от спички бывает … (пожар).
Платье Машеньке из шелка
Сшили нитки и … (иголка)
На кухне в работе очень хорош
Блестящий, наточенный, остренький … (нож).
Чтение художественной литературы: «Доктор Айболит».
Сюжетно-ролевая игра: Больница.
Закаливание, точечный массаж:
Четверг.
Тема дня: «Движение с радостью».
Цели дня: Совершенствовать равновесие, гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности.
Утренняя гимнастика.
Физическая культура
Дети делятся на 2 команды.
1-ая команда будет называться – «Сильные», а 2-ая команда – «Ловкие».
Обе команды перед эстафетами произносят спортивный девиз: «Заниматься не ленись, физкультура это жизнь»!
1. Эстафета: «Бег в обручах» :
Первые участники надевают обруч и начинают бежать до кегли, обратно снимают обруч и возвращаются простым бегом, затем бежит 2-ой и т. д.
Выполнивший задание, встает в конец колонны. Побеждает команда, закончившая эстафету первой, и выполнившая задание правильно.
2. Эстафета: «Прыгуны» :
Команды стоят в колоннах друг за другом. По сигналу первый участник зажимает мяч между колен и начинает прыгать до кегли, обратно возвращается простым бегом и предает эстафету (мяч) 2-му, сам встает в конец колонны и т. д.
Выигрывает команда, выполнившая задание правильно и быстро.
Игра «Мы ходили по площадке только строили загадки».
Цель игры: учить детей быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и терпение. Развивать быстроту реакции и ловкость.
Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый сзади незаметно для других детей касается одного ребенка, тем самым назначая его ловишкой. После окончания слов ребенок как можно быстрее выпрыгивает в обруч и старается затем осалить ребенка.
Правила: не показать своим видом, что тебя назначили ловишкой и дождаться окончания слов. Осаленный ребенок не должен вырываться.
Игра на восстановление дыхания: «По-турецки мы сидели».
Пятница
Тема дня: Консультация для родителей на тему "Здоровье дошкольников"
Цель: создание ситуации, позволяющей каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка.
Задачи:
– ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников;
– ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры.
Дискуссия с родителями.
Вопросы:
– Развитие умения переносить знания, полученные на занятиях физической культуры в повседневную жизнь.
Профилактика сутулости ребёнка.
– Что должна сделать семья для решения данной проблемы?
Воспитатель: Что нужно знать родителям о физиологии дошкольника?
Полезные советы на каждый день.
– Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
– Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
– Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
– Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
– Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
– Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
– Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
– Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
– Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
– Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Анкета для родителей.
• Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду?
• Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с занятий физической культуры, если вам это необходимо?
• Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?
• Присутствовали ли вы когда-нибудь на занятии физической культуры?
• Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию?
• Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребёнка, если таковые имеются?
• Какой вы видите организацию спортивной работы в детском саду, в который посещает ваш ребёнок?
Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.