Татьяна Белошкурская
Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего Елизаветинского сельского поселения»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
К. Симонов «Родина».
Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача
отечественной педагогики. Государственная программа Министерства
образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы „История нашего Елизаветинского сельского поселения“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного
статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому
саду, к родному городу, к родной стране.
Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формируют
у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и
гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к
родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера,
которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
Актуальность
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и
стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории
возникновения и становления родного села и края, обычаев местного
населения Донского края, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России.
Это делает данный проект актуальным в современных условиях.
Проблема
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и
естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира
довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость: «Дерево без
корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным селом и краем
должен быть разнообразен и регулярен.
Гипотеза
Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы
заинтересуем наших детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории нашего поселения, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселение, будут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать впечатления в продуктивной деятельности, и мы заинтересуем детей и их родителей, к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Участники проекта:
• Воспитанники ДОУ;
• Педагоги;
• Родители;
• Совместная деятельность с детьми и родителями.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселения, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края.
- Развивать бережное отношение к поселению, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
- Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой,
традициями, соотечественниками родного края.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать.
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально- ценностное отношение к краю.
- Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.
- Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе,
привлекать их к реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Через систему разнообразных мероприятий у детей
повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким
событиям, культуре и традициям своего народа, села;
Роль родителей в реализации проекта:
• Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
• Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
• Выставка фото - рисунков «Моё родное село» (совместно с родителями);
• Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».
Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Данный проект рассчитан на 3 месяца с 1 ноября 2023г. по 31 января 2024 года.
Проект содержит пять основных разделов:
Первый раздел: «История родного края», где детям даются начальные
сведения о прошлом родного поселения, Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с гербом, флагом Ростовской области.
Второй раздел «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и
растительным миром Елизаветинского сельского поселения, Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды. Заповедники и национальные парки на территории нашего поселения.
Третий раздел «Достопримечательности Елизаветинского сельского поселения», где дети знакомятся с историческими объектами родного села.
Четвертый раздел «Народные традиции нашего поселения», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.
Пятый раздел «Люди, прославившие Донской край», где дети знакомятся с
героями Великой отечественной войны, героями СВО, писателями, артистами.
Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая
деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность,
работа с родителями.
2. Основной этап проекта «История нашего Елизаветинского сельского поселения».
Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в
детском саду.
2. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3. Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения
проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения
проекта
1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
3) Дидактические игры.
4) Выставка книг со стихами местных поэтов.
2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
Ноябрь
1 неделя
Составление плана работы и разработка конспектов занятий, развлечений и
бесед по выбранной тематике проекта, подбор методической и
художественной литературы о достопримечательностях Елизаветинского сельского поселения.
Анкетирование для родителей: «Родной свой край мы любим и знаем»
2 неделя
Пополнение и подборка материала по теме. Сбор информации о
культурно - историческом наследии поселения.
Интегрированное занятие на тему: «Знакомство с историей Елизаветинского сельского поселения».
Цель: Ознакомить детей с историей родного поселения. Воспитывать патриотические чувства, любви к Родине, к родному селу через познание историко - национальных и природных особенностей родного края, сопричастность к окружающему, развивать такие качества как честь, достоинство, доброжелательность, совесть, гражданственность, милосердие.
Беседа «День народного единства»
Цель: воспитать чувство гордости за свою страну, село, ее достижениями, людьми.
3 неделя
Беседа «Моё Елизаветинское сельское поселение» рассматривание иллюстрации.
Цель: Познакомить с историей названия улиц, совместно с родителями
посетить наиболее интересные места поселения.
Фото – выставка на тему «Достопримечательность Елизаветинского сельского поселения»
Цель: Создать условия для визуального, наглядного восприятия детьми памятников культурного наследия родного села, достопримечательностей.
4 неделя
Беседа на тему: «Елизаветинское поселение, моя малая Родина».
Цель: Расширять знания детей о национальностях народа, проживающего в нашем поселении. Способствовать формированию гражданско – патриотического отношению к селу, к людям разных национальностей, проживающих в поселении, к сверстникам других национальностей.
Прогулка в мини музей ДОУ «Казачий дом»
Цель: Знакомство детей с казаками, с казачьим куренем, старинными предметами. Воспитывать чувство уважения к прошлому.
Декабрь
1 неделя
НОД на тему: «Природа родного поселения»
Цель: Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.
Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные
Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».
Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».
2 неделя
Беседа: «Традиции Елизаветинского сельского поселения»
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями
празднования православных праздников, воспитывать уважение к
сложившимся традициям поселения.
3 неделя
Беседа: «Никто не забыт и ничто не забыто»
Цель: Формировать представления детей о героизме, подвиге. Воспитать чувство уважения и гордости к людям, которые отстояли мир на нашей земле. Формировать у детей чувство патриотизма.
Экскурсия: «Стена памяти»
Цель: формировать у детей чувство патриотизма, уважения и чести.
4 неделя
Досуг: «Праздник Новый год»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями,
воспитывать чувство уважения к русскому фольклору.
Январь
1 неделя
Беседа, рассматривание фотографий на тему: «Рождественские праздники».
Цель: продолжать знакомить детей с традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям в родном поселении.
Художественное творчество: рисование на тему «Маршрут движения от дома до детского сада».
2 неделя
Беседа: «Творческие люди нашего края»
Цель: Познакомить детей с местными писателями, актёрами, передовиками производства.
(А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. Закруткин, художнике М. Грекове, музыканте Ю. Башмете, актрисе Ф. Раневской, Н. В. Переверзевой
3 неделя
Чтение художественной литературы: «Нахаленок».
Цель: Способствовать развитию художественного восприятия текста; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память.
4 неделя
НОД: «Моя Родина - Россия!»
Цель: Продолжать знакомить детей со своей страной, символикой – гербом, флагом, гимном России.
Аппликация «Флаг Ростовской области».
Цель: продолжать воспитывать чувство любви к Родине.
Предполагаемые результаты:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
• Формирование чувства национального достоинства, ответственности,
чувства гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и
красивым.
• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями,
достопримечательностями, памятникам.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в
процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю,
интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни,
осознания причастности к судьбе малой Родины.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы
развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем
черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе
прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ
без будущего.
4. Список использованной литературы
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М. : ЦГЛ,
2004. - 156 с.
2. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ,
М. : Мозаика-Синтез, 2006
3. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е. А. Поздняков. Волгоград: Учитель,2008
4. Мое Отечество – Россия.
Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева В. И. и другие
М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004
5. Система патриотического воспитания в ДОУ.
Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители
Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова.
6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы
М. : ТЦ Сфера,2005
7. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ.
Методическое пособие. Писарева А. Е., Уткина В. В. М. : ТЦ Сфера,2007
8. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
9. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.
10. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
12. Проснякова Т. Н., Мухина Е. А., Некрасова Т. А. «Методические рекомендации к изданию дополнительного образования для детских образовательных учреждений «Моя Югра. Край, в котором я живу», – Москва: ООО «Аст-Пресс школа», 2020. – 47 с.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Родной свой край мы любим и знаем»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного
возраста к культуре родного края?
___
2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей
интерес к природному и культурному наследию родного края?
___
3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они
названы? ___
4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и
района?
___
4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные
мероприятия в районе?
___
5. Какие места нашего города вы можете предложить как маршрут
семейного похода выходного дня?
___
6. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о
культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на
возникшие у ребенка вопросы?
___
7. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое,
интересное об истории, культуре, природе родного края?
___
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по
краеведческому воспитанию ребенка?
Спасибо за сотрудничество!