Анастасия Каметова
Проект по патриотическому воспитанию «Что мы Родиной зовем?»
▼ Скачать
Вид проекта : познавательно — творческий
Продолжительность: с 1 октября 2022г. по 3 ноября 2022 года.
Участники проекта : дети подготовительной группы №2, воспитатели, педагог – психолог, родители.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день наиболее актуальна. Мы живём в очень сложное время, когда нравственные, духовные ориентиры, патриотические чувства отошли на второй план. Жизненно важно, чтобы поколения сохраняли нашу самобытность, культуру, то, что является сутью русского человека: доброта, щедрость, самопожертвование, любовь к своему народу, гордость за свою Родину. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Что мы Родиной зовем?“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования поставлены цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. ФГОС предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными областями:
Область «Социально-коммуникативное развитие» - формирование чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережное отношение к природе, отзывчивость по отношению к родным и близким, друзьям, практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Область «Познавательное развитие» - нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России, формирование духовных ценностей и веротерпимости.
Область «Речевое развитие» - формирование родной речи, изучение художественной литературы о легендарных героях и традициях, богатстве родной природы.
Область «Художественно – эстетическое развитие» - активизация чувства прекрасного в жизни, через рассматривание иллюстраций о малой родине, через создание продуктов ручного творчества.
Область «Физическое развитие» - становление здорового образа жизни, сформирование глубокого внутреннего понимания его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагогов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей родословной, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительной целенаправленной работы. Патриотизм подобно любому другому чувству формируется самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому так важно пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать. Поэтому возникла необходимость внедрения новых форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность. Проект предполагает систематическую разноплановую работу: использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации педагогов и родителей по данному вопросу.
Проблема: у детей недостаточно сформированы знания о своей малой родине, его достопримечательностях, истории; семьи утратили функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей; недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного воспитания личности ребёнка.
Цель проекта : создание условий для формирования патриотических чувств и гражданской позиции у детей подготовительной группы на основе исторических и культурных ценностей своей семьи, своего края, своего народа, своей страны.
Задачи проекта :
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к своей семье, к родному краю.
• Познакомить с достопримечательностями, с символикой, с историей, значимыми датами города Среднеуральск.
• Углубить знания о символике нашей страны и о многообразии национальностей.
• Расширять знания детей о героическом прошлом нашей страны.
• Воспитывать чувство гордости за свою семью, за свою малую родину, за свою страну, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
• Обеспечить тесную взаимосвязь педагогов и родителей для поддержки активной деятельности детей.
• Развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, речь, творческое воображение, восприятие.
Ожидаемый результат: тесное сотрудничество с семьями воспитанников обеспечит сотворчество детей и взрослых. В сопровождении педагогов и родителей дети получат более глубокое осмысление истории своей семьи, родного города, народных праздниках и традициях, научатся видеть красоту родной природы. В проекте используются различные формы, методы, приёмы для максимального эффекта воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Выявление проблемы.
2. Обсуждение целей и задач.
3. Составление плана по теме проекта.
4. Объявление проекта для родителей, изготовление цветочков в технике оригами.
5. Подбор методической и художественной литературы, наглядных пособий, картин, атрибутов.
6. Разработка НОД
7. Обновление патриотического уголка.
Основной этап:
Беседа:
- «Мой дом, моя семья»;
- «Мой детский сад»;
- «Мой город Среднеуральск»;
- «Моя страна Россия».
2. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок по теме проекта :
- Русские народные сказки:
Н. А. Гурьева «Детям о Санкт – Петербурге»;
Л. П. Борзова «История России в картинах, рассказах и путешествиях»;
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
В. Лебедев-Кумач «Москва»;
С. Михалков «Кремлёвские звёзды».
- Сказки народов страны;
- Гурина И. «Мой любимый детский сад»;
- Степанов В. «Что мы Родиной зовем?»;
- Акимова Я. «Моя родня».
3. Рассматривание картин, иллюстраций:
- флаг, гербы и другая символика городов родного края, России;
- фотография президента РФ;
- национальные костюмы народов России;
- дети на войне;
- карта РФ, области, города.
4. Прослушивание песен и аудиозаписей:
- гимн России
- песни народов России;
- «Разноцветная семья»;
- «Вся моя семья».
5. Просмотр видеоматериалов и презентаций:
- виртуальна экскурсия;
- мультфильм «Мы живем в России»;
- «Символы России»;
- «Народы России».
6. Проведение изобразительной деятельности:
- рисунок «Люблю березку Русскую»;
- рисунок «Кремль»;
- аппликация «Мой дом»;
- рисунок «Гжельский чайник»;
- рисунок «Жостовская роспись»
- рисунок «Дымковская игрушка».
7. Создание мультфильма «Что мы Родиной зовем?».
8. Прогулка совместно с родителями по достопримечательностям города Среднеуральск и создание фотоальбома.
9. Дидактические игры:
- «Собери и назови достопримечательности города»
- «Найди заплатку»
- «Народные промыслы»;
- «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных?»;
- «Что такое хорошо, а что такое плохо»;
- «Военная техника».
10. Психогимнастика «Эмоции моей семьи» :
- «Я человек»;
- «Семья».
11. Пальчиковая гимнастика:
- «Моя страна»;
- «Российская семья»;
- «Дом»;
- «Дружная семейка».
12. Подвижные игры народов страны:
- «Лиса и зайцы»;
- «Пятнашки»;
- «Горелки»;
- «У медведя во бору»;
- «Гуси-лебеди»;
- «Каравай»;
- "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".
13. Сюжетно – ролевая игра:
- «Семья»;
- «Мой город»;
- «Наша армия».
14. Итоговое занятие на тему «День Народного Единства»
15. Консультации для родителей :
- «Роль семьи в воспитании патриотических чувств ребёнка»;
- «Как рассказать детям о войне».
Заключительный этап:
Выставка лепбуков.
Показ мультфильма для детей средней группы.
Презентация проекта.
Награждение активных участников проекта.
Литература:
1. Гладкова Ю., Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2
2. Потаповская О., Духовно-нравственное воспитание детей и родителей : содерж., методики, новые формы // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Кондрыкинской Л. А., - М: ТЦ Сфера, 2005, - 192 с. (Серия вместе с детьми)
4. Натарова В. И., Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно - патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М. : Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с.
5. Панасенко И. Н. ,Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5 -7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия. – М. : Волгоград: Учитель. - 126 с.
6. Косарева В. Н., Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет. – М. : Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель. - 159с.