Марина Шоронова
Проект по ознакомлению старших дошкольников с творчеством русских писателей и поэтов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В наши дни книгу заменили телевизоры, компьютеры, смартфоны и планшеты - дети практически не читают литературу. А любовь к книге нужно прививать ребенку с раннего детства, еще в дошкольном возрасте, иначе он не получит полноценного гармоничного развития. Если ребенок с самого детства привыкнет читать книги, сначала вместе с родителями, педагогами в детском саду, а затем самостоятельно, он всегда будет интересоваться новыми книгами и новой информацией. Он просто не будет себе представлять жизнь без книги. Со временем ребенок не просто будет читать книги, но и научится анализировать прочитанное, ему будет интересно высказать свое мнение по отношению к сюжету. Поэтому так необходимо сделать все от нас зависящее, чтобы привить детям любовь к книге, а также подключить к этому процессу родителей воспитанников.
Публикация «Проект по ознакомлению старших дошкольников с творчеством русских писателей и поэтов» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Ключевые слова: книга, иллюстрации, литературная викторина.
Паспорт проекта
Актуальность проекта : Как известно современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, играми в смартфонах родителей и на планшетах, просмотром телепередач и все реже читают книги. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, будь то родители, бабушки и дедушки или педагоги, начиная от выбора книги для чтения и кончая продолжительностью общения с этой книгой. Вкус, интерес к произведению, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим и не запоминающимся эпизодом в жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения выработается у ребенка. Проблема и в том, что у ребенка равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения чтению, а значит, возникнут трудности в школе.
Нормативная база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
3. Государственная программа Чувашской Республики «Развитие образования" на 2012-2020 годы;
4. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.
5. Программа развития ДОО
Муниципальный заказчик Проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 202 «Город чудес» города Чебоксары Чувашской Республики.
Этапы реализации проекта :
Мотивационно-целевой (август 2019)
Разработка «Плана работы по ознакомлению воспитанников с произведениями русских писателей и поэтов».
Знакомство родителей воспитанников с перспективами их участия в совместной работе с педагогами ДОУ в плане реализации данного проекта.
Комплектование библиотечки группы в соответствии с Планом.
Запись воспитанников в детские библиотеки.
Внедренческий (09. 2019 – 05. 2020 – 1 этап; 09.2020 – 05.2021 – 2 этап)
Проведение работы с воспитанниками в соответствии с планом.
Активное взаимодействие ДОУ с учреждениями образования и культуры: республиканской детско-юношеской библиотекой, библиотекой имени М. Трубиной. Проведение круглых столов, литературных гостиных с родителями воспитанников, конкурсов рисунков по прочитанным произведениям, организация проведения театрализованных постановок с воспитанниками и родителями воспитанников группы по изученным произведениям. Регуляция (изменение) условий, внесение корректив в соответствии с возникающими пожеланиями детей или их родителей, анализ возникающих проблем и отбор оптимальных приемов их преодоления.
Обобщающий (май-июнь 2020; май- июнь 2021)
Результаты формирования интереса воспитанников к книге, потребности к встрече с ней.
Сравнительный мониторинг эффективности деятельности по ознакомлению с произведениями детской художественной литературы:
- контроль начальных и конечных результатов;
- оценка условий и результатов инновационного процесса в детском саду;
Цель проекта : повышение интереса детей и родителей к книге, возрождение традиций домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Задачи:
1. Воспитание потребности в общении с книгой: рассматривание иллюстраций, прослушивание текстов, заучивание стихов, участие в театрализованных постановках, рисование иллюстраций к понравившимся эпизодам произведений, посещение библиотек, приобретение книг в книжных магазинах.
2. Создание оптимальных условий для приобщения детей и взрослых к общению с книгой.
3. Содействие развитию у детей: желания изучения творчества различных писателей и поэтов; умения различать жанры художественных произведений.
Продолжительность проекта :
долгосрочный (2 этапа) с августа 2019 по май 2021г.
Участники проекта :
1. Воспитанники группы: 30 детей.
2. Педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели группы, педагог- психолог, учитель- логопед.
3. Родители воспитанников группы.
4. Социальные партнеры.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Промежуточные результаты проекта :
Создание условий для реализации проекта; планирование взаимодействия с партнёрами.
Итоговые результаты:
1. Изменение количественных и качественных показателей развития детей: пробуждение интереса к общению с книгой у детей старшего дошкольного возраста, пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка.
2. Формирование у воспитанников знаний о писателях и поэтах, жанрах художественной литературы, художниках иллюстраторах (по результатам мониторинга)
3. Обеспечение преемственности между семьей и образовательным учреждением в вопросах воспитания любви к книге.
4. Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Месяц Автор Наименование мероприятий
Сентябрь Русские народные сказки 1. Оформление выставки книг с русскими народными сказками в книжном уголке.
2. Чтение сказок детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Рисование на тему «Моя любимая сказка», оформление выставки рисунков.
4. Раскрашивание раскрасок на темы сказок.
5. Игры- драматизации, настольные театры, театры картинок и магнитный театр.
6. Приобретение дидактических и настольных игр на темы сказок.
Октябрь К. И. Чуковский 1. Оформление выставки книг с произведениями К. Чуковского в книжном уголке.
2. Чтение сказок К. Чуковского детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Загадывание загадок К. Чуковского детям.
4. Литературная викторина по произведениям
К. Чуковского.
Ноябрь А. Л. Барто 1. Оформление выставки книг с произведениями А. Барто в книжном уголке.
2. Чтение стихов детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Заучивание стихов А. Барто.
4. Конкурс чтецов стихов А. Барто.
5. Рисование иллюстраций к стихам А. Л. Барто, оформление книжки - малышки.
Декабрь С. Я. Маршак 1. Оформление выставки книг с произведениями С. Я. Маршака в книжном уголке.
2. Чтение произведений С. Я. Маршака детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Драматизация сказок С. Я. Маршака.
4. Загадывание и отгадывание загадок С. Я. Маршака.
4. Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака.
Январь С. Михалков 1. Оформление выставки книг с произведениями С. Михалкова в книжном уголке.
2. Чтение стихов С. Михалкова детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Знакомство со сказками и баснями С. Михалкова.
4. Литературная викторина по произведениям С. Михалкова
Февраль Н. Носов 1. Оформление выставки книг с произведениями Н. Носова в книжном уголке.
2. Чтение рассказов Н. Носова детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Инсценировка некоторых произведений (частичная).
4. Литературная викторина по произведениям Н. Носова
5. Литературная гостиная с родителями воспитанников «Мы любим читать».
Март В. Бианки 1. Оформление выставки книг с рассказами В. Бианки в книжном уголке.
2. Чтение рассказов В. Бианки детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Рисование по мотивам произведений В. Бианки.
4. Сюжетно- ролевая игра в «Книжный магазин»
Апрель А. С. Пушкин 1. Оформление выставки книг со сказками А. С. Пушкина в книжном уголке.
2. Чтение стихов и сказок А. С. Пушкина детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Литературная викторина по произведениям А. С. Пушкина
4. Посещение детской библиотеки.
Май В. Сутеев 1. Оформление выставки книг со сказками В. Сутеева в книжном уголке.
2. Чтение сказок В. Сутеева детям (не менее 3х раз в неделю).
3. Инсценировка сказок В. Сутеева.
4. Рисование по мотивам сказок В. Сутеева
5. Литературная викторина по произведениям В. Сутеева.
6. Сюжетно-ролевая игра в «Библиотеку».
В заключении хочется сказать, что вся проделанная работа способствовала саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем потребности в общении с книгой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.