Юлия Владимировна
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования «Пухленькими ручками мир волшебства»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования для детей старшего возраста:
"ПУХЛЕНЬКИМИ РУЧКАМИ –МИР ВОЛШЕБСТВА"
Тема проекта: «Пухленькими ручками-мир волшебства».
Продолжительность проекта: долгосрочный 4 месяца: сентябрь-декабрь.
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, групповой.
Публикация «Проект по освоению нетрадиционных техник рисования „Пухленькими ручками мир волшебства“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Актуальность проекта.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н. А. Ветлугина).
Однако у детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Проблема: в области развития умственных способностей детей дошкольного возраста основу составляют: развитие сенсорных способностей, освоение действий сенсорными эталонами, но не всем детям это дается легко.
Данный проект поможет детям овладеть сенсорными средствами, нетрадиционными техническими приемами и способами рисования; позволит понять смысл различных ситуаций и выразить свое отношение к миру в художественной композиции.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
- создать предметно-развивающую среду в группе для развития и формирования художественно-творческих способностей детей;
- знакомить детей старшего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование ватной палочкой и т. д.).
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
- разработка содержания проекта: «Нетрадиционные технологии в работе с детьми по изо деятельности»;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап – основной:
- создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей старшей группы.
- формирование навыков художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности воспитателя и детей.
3 этап – завершающий:
- презентация проекта (выставка детских работ еженедельно);
- подведение итогов реализации проекта «Пухленькими ручками-мир волшебства».
ПЛАН РАБОТЫ
Период: сентябрь-декабрь 2018г.
СЕНТЯБРЬ
Тема образовательной деятельности: «Летнее вдохновение»
Техника рисования: Рисование ладошкой, оттиск втулками от туалетной бумаги и поролоновыми трафаретами.
Задачи: Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Развивать творческую фантазию, умение передавать характер деталей.
Воспитывать аккуратность, положительные взаимоотношения в группе.
Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Тема: «Солнышко»
Техника: Аппликация смятой бумагой.
Задачи: Учить комкать бумагу, создавать катышки. Познакомить с приемом создавать сюжет мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Тема: «Жёлтые цыплята» (коллективная работа)
Техника: Аппликация из ладошек с элементами рисования пальцами.
Задачи: Учить рисовать пальцами, передавать форму ладошки на бумагу. Развивать творческое воображение, связную речь, умение делать простые умозаключения. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОКТЯБРЬ
Тема: «Открытки»
Техника: Отпечатки листьев.
Задачи: Учить детей украшать открытку, составлять композицию, используя разнообразные средства выразительности. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. Воспитывать интерес к декоративному рисованию.
Тема: «Синие и красные птицы»
Задачи: Рисование ватной палочкой. Учить детей рисовать округлые линии, посредством нетрадиционной техники рисования «пуантелизм».
Упражнять в различении основных характерных цветов пернатых. Развивать игровой замысел, воображение. Воспитывать чуткость, отзывчивость.
Тема: «Газета для мамы» (коллективная работа)
Техника: «фроттаж» .
Задачи: Упражнять детей в технике «фроттаж» работы с цветными мелками и трафаретными средствами. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на красоту окружающей природы.
НОЯБРЬ
Тема: «Платье для мамы» (открытка)
Техника: Аппликация из ткани и бумаги-стик.
Задачи: Развивать у детей интерес к процессу выполнения подарка, вызвать желание у детей к работе с тканью и необычной бумагой. Учить находить место расположения рисунка при работе. Воспитывать любовь и заботу о близких.
Тема: «Первый снег»
Техника: «граттаж».
Задачи: Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы. Создание зимнего пейзажа. Активизировать интерес к искусству и природе, формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике. Учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Тема: «Фантазия»
Техника: «ниткография».
Задачи: Развивать интерес к созданию узора нитью или тесьмой. Воспитывать у детей положительные эмоции на разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие. Учить детей аккуратно и правильно выкладывать нить на бумаге, чтобы оставался аккуратный отпечаток, развивать силу нажатия для четкости рисунка.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Зима»
Техника: «манкография».
Задачи: Формировать умение детей работать с сыпучим материалом и клеем. Расширять знания детей со свойствами круп. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое, воспитывать интерес к познанию окружающего через художественное творчество.
Тема: «Рождественский венок»
Техника: Аппликация в технике «декупаж».
Задачи: Упражнять в работе с бросовым материалом и праздничными салфетками нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изделия. Формировать навыки аккуратной работы.
Тема: «Символ года-хрюшка»
Техника: Работа с шерстью.
Задачи: Познакомить детей с новым материалом-шерсть. Учить выкладывать рисунок поэтапно, создавать образ животного, оживлять его с помощью декоративных материалов. Воспитывать у детей активность, аккуратность,самостоятельность.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ЧДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Формы реализации проекта.
Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, показом изготовления образца, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
Продукты проектной деятельности.
Для детей: выставка детских работ.
Для воспитателей: накопление методического материала по теме.
Итоговое мероприятие:еженедельная выставка детских работ, выступление-презентация из опыта работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа «Цвет творчества» Н. В. Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010г.
2. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой - Москва 2005г.
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева - Академия развития, 2006г.
4. «Яркие ладошки» Н. В. Дубровская - «Детство-пресс», 2004г.
5. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская - «Детство-пресс», 2003г.
6. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть I, часть II Г. Н. Давыдова – Москва 2008г.
7. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» И. А. Шаляпина – М. :ТЦ Сфера, 2017г.