Ольга Кузовова
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Красавица весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходит сближение содержания проекта с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа над проектом направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Публикация «Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе „Красавица весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Весна. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Проблема:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей среднего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Аннотация:
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта :
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта :
• Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Вид проекта : групповой, краткосрочный, творческий.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественное творчество».
Теоретическая основа проекта :
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
2. Комарова, Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий». -М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
4. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
7. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
8. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». – Москва, 2007.
Срок реализации проекта : Март - апрель 2018 г.
Материально-техническое обеспечение проекта : альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат.
Этапы реализации проекта
Период Мероприятия Задачи
1 этап подготовительный
Март
1 неделя
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Разработка содержания проекта : «Нетрадиционные способы рисования»
Повысить компетентность педагогов.
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.
2 неделя
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Определить объем и содержание работы по проекту.
2 этап основной
(практический)
3 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Пришла весна».
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Собери цветок»
Учить детей использовать в своих работах нетрадиционные методы рисования (по мокрому листу, рисование солью). Воспитывать эстетическое отношение к весенней природе и ее изображению в пейзаже.
Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Веточка мимозы».
Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
Учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.
Апрель
1 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Незабываемые цветочки - подснежники».
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Найди тень».
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Развивать умение соотносить тень (фигуру) с предметом или животным; закреплять знания о живых и неживых предметах; развивать познавательную деятельность, прием зрительного наложения, наблюдательность, внимание, логическое мышление, память и усидчивость.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Бабочка - красавица».
Консультация для родителей оформление в папках передвижках.
Расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и человека, познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование манной крупой.
Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования.
3 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Цветочная полянка для бабочек».
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Палитра».
Познакомить детей с техникой рисования с помощью нити; выработать у детей представление о составлении узора, путём окрашенных ниток;
формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению;
стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
закрепить навыки аккуратной работы с клеем.
Учить различать цвета и закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.
3 этап заключительный (презентационный)
4 неделя
Подведение итогов. Обобщение материалов проекта в виде мини - выставки «Красавица Весна».
Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования. Путешествие на весеннюю полянку на тему: «Весна в лесу».
Представить опыт детей в конкурсе.
Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом, побуждать детей принимать активное участие.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета (например, здание: пол, крыша, стены, окна);
• развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
• анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С.
Критерии сформированности умений Критерии творческого развития
Передача формы Продуктивность
Строение предмета Разработанность образа
Передача пропорции предмета в изображении Оригинальность
Композиция Качество
Передача движения
Цвет
По итогам диагностики овладения детьми средней группы изобразительной деятельностью были выявлены следующие результаты:
Уровни В начале проекта В конце проекта
Высокий 20% 27%
Средний 47% 50%
Низкий 33% 23%
Вывод
Во время реализации данного проекта приняли участие дети средней группы в количестве 20 человек, родители - 40 человека.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования :
• Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные способы рисования для детей средней группы», ориентированного на воспитанников старшей возрастной группы;
• Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
• Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
• Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение
Проект «Красавица Весна» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Детям средней группы очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными и разнообразными.