Ксения Янкина
Виды нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский
Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Публикация «Виды нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.
Целью моей работы является развитие творческих способностей детей, посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
При достижении поставленной цели решались следующие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие художественных образов, предметов и явлений окружающего мира;
2. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами;
4. Формировать у детей технические навыки рисования.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.
6. Формировать умение брать на себя роль художника – творца.
Для успешного развития творческих способностей детей необходимы условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией (вы можете видеть их на экране)
• создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
• создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
• введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
• развитие наблюдательности; использование наглядности;
• обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
• последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
• применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
• учёт индивидуальных особенности детей.
Я считаю, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие места для занятия художественной деятельностью, где дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
С увлечением занимаюсь с детьми нетрадиционной техникой рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.
На мой взгляд, огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога и методы и приёмы, которые я использую в работе:
1. Эмоциональный настрой
2. Художественное слово
3. Педагогическая драматургия
4. Творческой визуализации.
5. Элементы театра
6. Игра
На занятиях по изодеятельности использую следующие игры:
художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам", «Забавные рожицы»;
дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее", «На что похоже?», «Найди половинку»;
графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия", «Волшебные кляксы».
Работа ведё тся в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Планирование содержания своей работы я веду с учётом принципа сезонности, событийности и возраста детей. (Можете увидеть на экране на примере подготовительной группы)
Нетрадиционные техники рисования, которые используются в разных возрастных группах детского сада:
Младший дошкольный возраст
• рисование жесткой полусухой кистью
• пальчиком
• рисование ладошкой
• печатками из картофеля
• оттиск пробкой
Средний дошкольный возраст
• оттиск поролоном
• оттиск печатками из ластика, листьев
• восковые мелки + акварель
• рисование штрихом
• рисование мятой бумагой
• монотипия предметная
Старший дошкольный возраст
• монотипия пейзажная
• набрызг
• кляксография с трубочкой
• кляксография обычная
• кляксография с ниткой
• тычкование
• печать по трафарету
• акварельные мелки
Виды и техники нетрадиционного рисования в подготовительной группе.
Для достижения поставленных целей и задач, в работе я использую, доступные для детей дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования.
1. Тычок жесткой полусухой кистью: используется в любом возрасте. Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками – используется с двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование ладошкой – используется с двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Оттиск пробкой – используется с трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
5. Оттиск печатками из картофеля – применяется возрасте от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
6. Оттиск поролоном – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
7. Оттиск смятой бумагой – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
8. Восковые мелки + акварель – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
9. Печать по трафарету – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
10. Кляксография обычная – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
11. Кляксография с трубочкой - применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
12. Кляксография с ниточкой – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
13. Набрызг – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
14. Отпечатки листьев – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
15. Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
16. Рисование на камне.
17. Роспись фигур из солёного теста и ракушек.
18. Роспись фигур из гипса.
Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи велась в нескольких направлениях:
- объяснение значимости цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;
- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).
Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т. д. ; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны консультации для родителей.
Формы работы с родителями
1. Информационные листы, стенды «Нетрадиционные изобразительные техники»
2. Родительские собрания «Развитие творческих способностей ребенка»
3. Консультации для родителей «Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности»
4. Фотовыставки «Приглашение к творчеству»
5. Выставка работ детей «Отражение мира глазами и руками ребенка»
Родителям предлагаются материалы по теме педагогических изданий, детской и периодической печати, и других источников информации. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.
Нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности и последовательности в воспитании детей. Воспитание не должно носить характер компании на короткий срок, а проводиться длительно, повседневно и систематически.
Вопросы формирования изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста были предметом обсуждения на родительском собрании, к которому готовились наглядные пособия по цвету, дидактические игры, игрушки для работы с детьми, художественные произведения, а также детские работы.
Родители могут воспользоваться рекомендациями для проведения совместных игр у воспитателя. Играя, ребенок учиться ориентироваться на плоскости, различать основные цвета, правильно определять геометрические фигуры, величины.
В группе имеется план по работе с родителями, который составляется ежемесячно.
Применяю индивидуальный подход к родителям в форме бесед и практических показов по развитию изобразительных и технических умений.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Выводы
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.