Пух Наталья
Проект по основам финансовой грамотности в старшей группе «Деньги-помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 70
Проект
«Деньги - помощники»
в старшей группе № 5 «Почемучки»
Выполнила воспитатель:
Пух Наталья Анатольевна
Калининград 2021 год
Тип проекта : информационно-познавательный.
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательский, игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный февраль 2021 год
Публикация «Проект по основам финансовой грамотности в старшей группе „Деньги-помощники“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная
Актуальность темы:
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети- это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы:
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье.
Цель проекта :
Расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета.
Задачи проекта :
- укрепление семейных связей.
- получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). Дети приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Для родителей:
Получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Для педагогов:
Получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
- Анализ проблемы – повысить способность решать мыслительные операции для детей любого возраста.
-Подбор методической, справочной, художественной,энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта.
- Подбор необходимых игр и упражнений для практического обогащения проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
Методы:
1. Словесный
2. Практический
3. Наглядный
2. Основной этап
- Беседа: «Что мы знаем о деньгах».
-Чтение сказок с экономическими понятиями: (К. Чуковский «Муха-Цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал», А. Галлана восточная арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников», А. С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде».
- Создание коллекции русских и иностранных денег.
- Проведение прогулки: «На поиски клада».
- Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал», «Простоквашино -клад», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков.
- Обучающие видео: Азбука денег Тетушки Совы.
- Беседа с родителями: «В чем нам деньги помогают».
- Сюжетно-ролевая игра: «Магазин».
3. Заключительный этап
Презентация материалов проекта :
1. Фотовыставка в группе родителей «Viber».
2. Отчет на педагогическом совете ДОУ (презентация)
Взаимодействие с родителями:
1. Пословицы, поговорки и загадки про деньги.
2. Информация в родительском уголке на тему: «Финансовая грамотность для дошкольников
3. Создание совместно с родителями коллекции монет и купюр.
4. Фотовыставка в группе «Viber» «Как я ходил в магазин»
Заключение:
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, смогут ли воспитанники выполнять предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Список литературы:
1. Жуйкова Т. П. «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста 2016 .-№3.-с. 821-823»
2. Зеленцова А. В. «Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика. - М. : КноРус, 2012.- 106с.»
3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников,- Калининград, 2013.-26с.
4. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под. Ред. Е. А Курака. –М. :ТЦ Сфера, 2002.-80с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
6. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256.
7. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2009.-96с.
8. Энциклопедия: Что? Зачем? Почему? Числа с. 130-159 с. 192 с. 412-433.