Галина Ирина
Проект по организации деятельности мини-музея «В гостях у сказки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по организации деятельности мини-музея (средняя группа
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н. К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.
Значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Процесс социализации воспитанников связан с освоением норм и ценностей, принятых в современном обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении воспитанников к существующим нормам и ценностям.
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей среднего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.
Цель создания музея – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.
Задачи:
для воспитанников и родителей (законных представителей) :
формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со сказкой; систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность, способствовать социализации; оптимизация интереса к чтению художественной литературы; расширение кругозора детей, знакомство с музеями; воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей; организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.
для педагогов:
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми, родителями (законными представителями, педагогами;
создание музейного собрания, воспроизводящего основной перечень сказочных предметов и известных героев сказок (сказка-герой-предмет); обогащение предметно – развивающей среды; включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики; формирование активной жизненной позиции; накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
Основные принципы построения экспозиции музея «В гостях у сказки» :
Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.
Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.
Виды детской деятельности :
игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные, настольные игры, пазлы);
продуктивная (поделки, рисунки);
коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);
познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг – совместно с родителями (законными представителями, воспитателями);
чтение художественной литературы (дети являются читателями библиотеки, созданной на базе музея).
Предполагаемый результат работы музея:
Музей способствует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, повышению его эффективности в обучении и воспитании дошкольников, позволит значительно повысить качество и эффективность нравственного и патриотического воспитания, будет способствовать активной социализации и воспитанию творческой личности ребенка средствами музейной педагогики. Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общего организма учреждения, если педагоги будут широко использовать его экспозиции и фонды в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность использования музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.
Музей в образовательном учреждении помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка, любящей свою Родину, свой народ.
Планируемая образовательная деятельность музея «В гостях у сказки» в полной мере может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников, достижению поставленных целей и задач.
Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.
Характеристика помещения: мини-музей расположен на полках и стендах группы. Занимаемая площадь 2 кв. м.
Характеристика музея:
Экспонаты мини-музея
№ Наименование экспоната Описание экспоната
1 Герои сказок Куклы, одетые в персонажей сказок, вязаные игрушки
2 «Волшебные» предметы Предметы – атрибуты сказок
4 Игры: «Узнай сказку»
«Расскажи сказку»
«Лиса и заяц» На картоне наклеены картинки с изображением героев сказок. Нужно угадать сказку
Покупная дидактическая игра
Покупная дидактическая игра
5 «Сюжетные композиции»
Сюжетные композиции к сказкам «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Снежная королева», «Курочка Ряба»
6 Портреты сказочников Папка с портретами сказочников
7 «Загадки про сказки» Папка с подборкой загадок о сказочных героях
Перспектива развития музея:
- пополнение разделов;
- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.
Список литературы:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
6. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.