Крюкова Надежда
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «С чего начинается Родина»
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность разработки и реализации проекта Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал». И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной группы через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, своей стране.
Воспитание любви и уважения к истории своей страны - России, к своей нации.
Уважительного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, другим людям, к человеку - труженику, результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально ценностное отношение к родному краю.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Формы работы с детьми:
• занятия;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• выставки детских работ, семейных коллекций;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
-сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Целевые участники проекта:
• Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
• Педагоги ОУ.
• Родители воспитанников.
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей;
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей;
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Сентябрь
Тема: «Мой любимый детский сад».
Формы проведения:
Экскурсия по детскому саду.
Заучивание стихотворений о профессиях детского сада. Беседа о детском саде, о профессиях сотрудников.
Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях,
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,
«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Октябрь
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Формы проведения:
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Ноябрь
Тема: «Природа района»
Формы проведения:
Выставка поделок из природного материала «Осенние краски» Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Семейный мини-проект: «Любимые места в районе» «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»
Декабрь
Тема: «Моя родословная»
Тема: «Ковернинский край»
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье»
Рассматривание иллюстраций о Ковернинском крае.
Изготовление альбома о Ковернинском крае
Январь
Тема: «Мой родной посёлок Ковернино»
Тема: «Архитектура моего посёлка»
Формы проведения:
Демонстрация презентации «Моё родное Ковернино»,
Беседа «Что такое парки»
Викторина «Отгадай, где я нахожусь?», «Знай и люби свой город»
Февраль
Тема: «Народные промыслы на Руси»
Тема: «Защитники Родины»
Формы проведения:
Беседа «Традиции народа»
Лепка «Праздничный хоровод».
Рисование «Мальчик и девочка пляшут».
Рисование «Кукла в национальном костюме».
Русские народные игры «Лапта», «Золотые ворота», «Ручеёк» Малоподвижная игра «Колечко».
Рассматривание альбома «Золотая хохлома».
Выставка рисунков «Народные промысла»
Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны.
Март
Тема: «Наша Родина-Россия»
Тема: «Москва – столица России»
Формы проведения:
Беседы «Как началось Русское государство»,
«Ознакомление с историческим прошлым России»,
Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России» Презентация «Моя Москва»
Апрель
Тема: «Люди Ковернинского края»
Тема: «Природные богатства Ковернинского Края»
Формы проведения:
Презентация: «Известные люди Ковернинского края»
Отгадывание загадок о животных области;
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц области;
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь»
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Оформление выставки «Память поколений»;
Экскурсия в музей «Отчина».