МААМ-картинки

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «С чего начинается Родина»

Крюкова Надежда
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «С чего начинается Родина»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал». И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование мира и межличностных отношений и т. д.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной группы через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, своей стране.

Воспитание любви и уважения к истории своей страны - России, к своей нации.

Уважительного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, другим людям, к человеку - труженику, результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально ценностное отношение к родному краю.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Формы работы с детьми:

• занятия;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды;

• чтение художественной литературы;

• беседы, ситуативные разговоры;

• выставки детских работ, семейных коллекций;

• слушание музыки;

• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

- дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

-сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;

-обогащение знаний детей о музейной культуре;

-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания.

- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;

- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Целевые участники проекта:

• Дети подготовительной группы (6 -7 лет).

• Педагоги ОУ.

• Родители воспитанников.

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей;

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей;

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Сентябрь

Тема: «Мой любимый детский сад».

Формы проведения:

Экскурсия по детскому саду.

Заучивание стихотворений о профессиях детского сада. Беседа о детском саде, о профессиях сотрудников.

Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях,

«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,

«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Октябрь

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Формы проведения:

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Ноябрь

Тема: «Природа района»

Формы проведения:

Выставка поделок из природного материала «Осенние краски» Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе» «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»

Декабрь

Тема: «Моя родословная»

Тема: «Ковернинский край»

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье»

Рассматривание иллюстраций о Ковернинском крае.

Изготовление альбома о Ковернинском крае

Январь

Тема: «Мой родной посёлок Ковернино»

Тема: «Архитектура моего посёлка»

Формы проведения:

Демонстрация презентации «Моё родное Ковернино»,

Беседа «Что такое парки»

Викторина «Отгадай, где я нахожусь?», «Знай и люби свой город»

Февраль

Тема: «Народные промыслы на Руси»

Тема: «Защитники Родины»

Формы проведения:

Беседа «Традиции народа»

Лепка «Праздничный хоровод».

Рисование «Мальчик и девочка пляшут».

Рисование «Кукла в национальном костюме».

Русские народные игры «Лапта», «Золотые ворота», «Ручеёк» Малоподвижная игра «Колечко».

Рассматривание альбома «Золотая хохлома».

Выставка рисунков «Народные промысла»

Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны.

Март

Тема: «Наша Родина-Россия»

Тема: «Москва – столица России»

Формы проведения:

Беседы «Как началось Русское государство»,

«Ознакомление с историческим прошлым России»,

Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России» Презентация «Моя Москва»

Апрель

Тема: «Люди Ковернинского края»

Тема: «Природные богатства Ковернинского Края»

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди Ковернинского края»

Отгадывание загадок о животных области;

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь»

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Оформление выставки «Память поколений»;

Экскурсия в музей «Отчина».

Публикации по теме:

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «С чего начинается Родина»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 10:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «С чего начинается Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Крюкова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД