светлана елатонцева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Mоя семья на ладошке»
▼ Скачать
Информационная карта проекта
Название проекта «Моя семья на ладошке»
Авторы Елатонцева С. В. ,
Тип проекта краткосрочный, творческий.
База реализации проекта МБДОУ «Детский сад №5 «Берёзка»
Участники Воспитанники группы, воспитатели, родители
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе „Mоя семья на ладошке“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Проблематика проекта Слабый уровень знаний понятий: родной город, семья, имена родителей, бабушек и дедушек
Новизна проекта Использование макета детского сада, как пособие, имеющее доброжелательный настрой, обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение.
Сроки реализации Долгосрочный, 2023-2024 уч. г.
Aктуальность
Aктуальность проекта :
Aкадемик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Cемья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.
В раннем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах
человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая
эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь,
добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к
близким, к своей семье. A ведь это основа из основ нравственно –
патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок
должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем
традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает
лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна
без поддержки самой семьи».
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим
трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,
времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши
дети, когда их глаза наполнены радостью».
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных
ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект,
который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим
ценностям и любви к своей семье.
Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни
каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных
условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования
личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень
важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи,
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям
чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
формирование у детей раннего возраста первоначальных представлений о семье; воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, к одногрупникам.
Задачи:
• вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение
выражать свои чувства (радость, нежность);
• познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• прививать любовь к семейным традициям через основные формы
фольклора: потешки, сказки, прибаутки, песни.
• учить называть членов своей семьи : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, имена своих одногрупников;
• развивать коммуникативные навыки детей (формировать умение
играть совместно со сверстниками в сюжетно-ролевые игры по теме «Моя
семья»;
• развивать крупную и мелкую моторику;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить
проявлять заботу о родных людях.
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Приёмы и методы реализации проекта :
1 Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.
2 Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3 Оформление выставок.
4 Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
5 Проблемные ситуации.
7 Беседы.
8 Консультации для родителей.
9 Совместная организованная образовательная деятельность педагога и
детей.
10 Оформление информации для родителей в родительском уголке.
11 Организованная творческая деятельность детей, родителей.
Предполагаемый результат
• Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи.
• Cформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
• Cовместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских-родительских отношений.
• Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Этапы реализация проекта
Этап работы Виды деятельности Сроки Ответственный
1 Этап Подготовительный
Цель: изучить литературу по теме;
создать условия для реализации проекта
• Беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье.
• Подбор наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, беседам (атрибуты, игрушки, иллюстрации и т. д.).
• Подбор сказок, рассказов, стихотворений, потешек, загадок.
• Составление плана реализации проекта, подбор методической литературы.
• Подготовка консультаций для родителей
• Подготовка тематических бесед для родителей:
1. «Психологические особенности детей 2-3 лет»;
2. «Роль семьи в воспитании ребёнка»;
3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Ноябрь
Декабрь
В течении года
2 Этап Основной
Цель: реализация проекта Опрос детей : «Что я знаю о семье?» (рассматривание фотографий членов семьи, беседа о них).
Чтение художественной литературы:
«Мама» - Д. Грабе;
«Бабушкины руки» - Л. Квитко;
«Я сама» - И. Муравейко;
«Солнышко» - Е. Благинина;
«Подарок» - О. Карышева;
«Вот дедушка» - Ф. Фребеля.
Беседы:
«Моя дружная семья», «Что такое семья», «Папа - мой лучший друг», «Как я помогаю дома», «О братишках и сестренках», «О бабушке и дедушке», «Моя любимая мамочка».
Ситуативный разговор:
«Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?». Беседа по картинкам: «Это мама; это папа», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Игровая деятельность, Дидактические игры и упражнения:
Д/ и: «Кто в садике живёт» «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела»
Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки - -матери», «Больница», «Повара».
Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Театрализованная деятельность: сказка «Три медведя», «Репка»
Проведение ОД:
1. Развитие речи: интегрированное занятие «Моя семья»; интегрированное занятие «Репка», занятие по театрализованной деятельности «Три медведя»
2. Лепка «Пирожки для всей семьи», «Платье для матрешки»
3. Продуктивная деятельность: рисование нетрадиционной техникой «Мимоза для мамы»
Работа с родителями:
Изготовление творческих работ.
Фотоальбом «Моя Семья»
Консультации по проекту
В течении года
3 Этап Заключительный или контрольно-оценочный
Цель: систематизировать и обобщить результаты проектной деятельности Подведение итогов проекта.
Оформление выставки и альбома «Моя семья»
Итоговое занятие “Моя семья”
Презентация проекта на педсовете. Март
Май
Апрель
Риски и пути их решения
Незаинтересованность детей и некомпетентность родителей
Предложение нового постепенно, повторение определённого игрового действия снова и снова.
Проведение методических занятий. Привлечение родителей для совместной работы (изготовление совместного фотоальбома, размещение рекомендаций, консультаций в родительском уголке.
Продукты проекта.
Для работы с детьми:
Дидактическое пособие «Кто в домике живёт», картотека бесед, изготовление дидактических игр, конспекты занятий, оформление альбома «Моя семья».
В группе пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта.
Для работы с кадрами:
Презентация опыта работы «Семья на ладошке».
Для работы с родителями:
Размещение консультации по теме проекта.
Организация коллективной работы родителей, детей и воспитателя.
Творческие работы детей и родителей: «Семья на ладошке»
Перспективы:
-Продолжать обогащать РППС
- Совершенствовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию в разделе «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».
- Поделиться опытом работы с коллегами на педсовете
Список литературы
1. А. В. Козлова «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г
2. Л. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М. Владос,2005г
3. В. И. Петрова «Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г.
4. Е. Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.